Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
На рекламных плакатах одной из серии голливудского фильма ужасов
«Хэллоуин» написано: «У зла есть предназначение». Это действительно
так. Вопрос в том, насколько адекватно мы это зло воспринимаем.
Активнейшая пропаганда в связи с Хэллоуином язычества и оккультизма
должна бы заставить задуматься: а не становится ли сознание якобы
нерелигиозной постмодернистской молодёжи всё же религиозным, только
извращённо религиозным?..
Не повод для смеха
Итак, в очередной раз состоялся Хэллоуин. СМИ подняли волну
публикаций, живописуя исторические корни этого «праздника»
и разнообразные изюминки его «отмечания». Акцентировали при этом на два
момента: в современном цивилизованном мире Хэллоуин – явление массовое
(одна «желтая» газета с советским названием отработала эту тему
загадочным заголовком «С российских базаров исчезают тыквы»),
но с точки зрения традиционных религий «празднование» Хэллоуина –
недопустимо. Последний факт освещался, конечно, меньше, и по его
присутствию и характеру сопровождающих это комментариев можно судить
о векторах и императивах информационной политики того или иного
российского СМИ.
«Академик Российской академии образования
(РАО), доктор философских наук профессор Г. Филонов несколько лет назад
после проведенного им исследования сделал заключение: мероприятия
Хеллоуина в любом виде недопустимы в российской системе образования.
Участие в них детей, педагогов, родителей учащихся наносит им серьезный
морально-психологический ущерб. С ним согласны и другие специалисты.
Согласно заключению доктора психологических наук, члена-корреспондента
РАО, профессора В. Слободчикова и доктора психологических наук,
профессора В. Абраменковой, наличие в Хеллоуине ярких образов,
отчетливой символики и бессознательных смыслов, негативного возбуждения
(беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое,
эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно
на младших школьников и подростков».
«Римско-католическая
церковь раскритиковал накануне традиции Хэллоуина, в том числе костюмы,
в которые многие наряжаются в день этого праздника. В преддверии
праздника ватиканская газета «Osservatore romano» опубликовала статью
«Опасные послания Хэллоуина». Ее автор назвал Хэллоуин оккультным
и антихристианским, сообщает «Интерфакс – религия». Святой Престол
рекомендовал родителям воздержаться от того, чтобы одевать детей
в костюмы приведений и вампиров, поскольку эти традиции Хэллоуина
являются языческими и несут «ужас, страх и смерть». Хэллоуин – чуждый
России праздник, убеждены в Московском патриархате и в Совете муфтиев
России. По словам главы синодального отдела Московского Патриархата
по связям с общественностью Всеволода Чаплина, «ритуалы, связанные
с этим днем, с детства приучают людей к тому, что нужно отдавать злу
какую-то дань, примиряться с ним, даже сотрудничать – вместо того,
чтобы бороться со злом и решительно отвергать его, как учит Русская
Православная Церковь».
«Религиоведческий анализ ранее проводимых мероприятий, связанных с традициями празднования „Хэллоуина", определенно квалифицирует их как ритуальные, ритуализированные или пародирующие формы религиозного языческого и сатанинского культа. Важной духовно-мировоззренческой особенностью мероприятий „Хэллоуин" является их подчеркнутая антихристианская направленность. Это выражается в самом названии – „Хэллоуин", в котором используется христианское понятие „святости", и календарной дате мероприятий (в ночь с 31 октября на 1 ноября) – накануне празднуемого Римско-Католической Церквью Дня всех святых. С данным обстоятельством связано неправильное восприятие некоторыми людьми мероприятий „Хэллоуина" как некоей „оригинальной" формы празднования католического Дня святых. Это обман, который в религиозной культуре сатанизма особо сакрализован, освящен, опять же, в противовес христианской культуре». (Для примера: сравните образ Джо-фонарика и символическое значение тыквы в традициях христианских народов.) Хэллоуин старый, Хэллоуин новый…
Как же мы дошли до жизни такой? Когда-то давно, в 601 году, Папа Римский Григорий I, как сообщают многочисленные Интернет-источники, «издал эдикт, в котором рекомендовал миссионерам не искоренять ритуалы возжигания аборигенами ритуальных костров, но поддерживать, если местные жители согласятся посвящать их Христу…Для окончательного же искоренения языческого фестиваля Самхэйн в 835 году Папа Григорий IV перенес с 13 мая на 1 ноября празднование Дня всех святых (All Saint’s Day, или Hallowmas, или All Hallows), день, когда чествовали святых и мучеников, у которых не было своего праздника в течение года». 2 ноября стали отмечать День поминовения усопших. Самэйн стал Хэллоуином, языческий обычай был превращён из мистического действа в народное развлечение.
Характерно, что праздник, связывавшийся с началом
сельскохозяйственного сезона, был перенесён на её конец. То, что
народная традиция последовала за церковными изменениями календаря,
показывает, что для людей древний праздник перестал нести религиозную
нагрузку: они больше не нуждались в обращении к магическим силам
за покровительством в обеспечивающей их жизнь активной трудовой поре,
за действом Хэллоуина осталась функция весёлой разрядки после тяжёлого
трудового сезона, выхода эмоций и очищения перед благочестивым
праздником и днём светлой памяти о близких и предках. Подобные
трансформации испытали культуры всех народов, вошедших в орбиту мировых
религий, но сохранивших традиционный уклад. Не поощряемые, но прощаемые
духовенством увеселения народа с озорными плясками, песнями и ряжеными
существовали повсеместно вплоть до конца XIX – начала ХХ века, когда
среди «цивилизованной» части человечества традиционный уклад начал
приходить в упадок.
Современный же Хэллоуин – это «праздник»
урбанизированного секуляризованного общества, с хаотизированным,
забитым информационной шелухой сознанием и неустойчивой психикой.
Неспроста
он принял свой нынешний характер в США 1920-х годов. Общее место
многочисленных сообщений о первых светских Хэллоуин-действах
в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе покрывает весьма интересный вопрос:
а с чего вдруг?
Пир во время чумы
Не вдаваясь в глубокие изыскания об истоках и формах культурного
своеобразия Соединённых Штатов, отметим: полиэтничная, разноверующая
масса съехавшихся со всего света жителей двух грандиозных
городов-котлов нуждалась в психологической разрядке. Они помнили
традиционные для своих культур действа такого типа, но на новой общей
родине дать им всем единую форму, место и время могли только силы,
стоящие над обществом. У единой нации должны быть единые праздники,
и «Хэллоуин», который в том или ином виде был знаком всем, оторвали
от католических Дней всех святых и Поминовения усопших, сделав
общенациональным. С тех пор Хэллоуин «празднуют» новые горожане,
в отличие от ирландских и всех прочих крестьян редко идущие
на следующий день в церковь ставить свечи святым, а ещё через день –
на кладбище проведывать могилы и молиться за упокой близких.
Изначально
новый Хэллоуин был гораздо ближе «пиру во время чумы». Он явился
в условиях малоизвестного ныне широким массам кризиса 1920–1922 годов,
когда послевоенный мир менял часть хозяев. Если в радикально изменённой
и опутанной долгами и разрухой Европе причины кризиса были очевиднее,
то в США, немало разбогатевших вроде бы на Первой мировой, всплеск
банковского кризиса и последовавшей инфляции и безработицы в крупных
городах простому населению был не слишком понятен. И поныне
за туманными словами о «рецессии и дефляции» скрывается, видимо, тот
факт, что благодаря полученным прибылям крупные игроки выходили
на новый этап и несколько тасовали рынок. А тогда народу лучше было
пропадать в гулянках, пускай и нередко буйных, чем сплачиваться вокруг
светских или религиозных проповедников и устраивать социальные бунты.
На службу новому Хэллоуину были поставлены СМИ и светский бомонд, сделавшие его модным, и, несмотря на Великую депрессию и Вторую мировую войну, к 1950–1960-м годам, когда культура прежней традиционной Америки была отодвинута на периферию, нация США пришла с новым общенародным праздником, масштабы и доходы от которого растут в геометрической прогрессии по отношению к упадку традиционной морали. Споткнётся ли Хэллоуин о Россию?
Что касается Европы, то в неё Хэллоуин по-настоящему шагнул лишь на исходе ХХ столетия, когда почва была уже унавожена голливудизацией молодёжи, либерализацией нравов, захватом национальных рынков транснациональными корпорациями, гей-парадами и т.д. Здесь, конечно, его встретило более серьёзное сопротивление традиционных конфессий, но на фоне превращаемых в Западной Европе в дискотеки церквей и проведения госвластями гомосексуальных фестивалей и маршей трудно ожидать, что перерождённый Хэллоуин будет остановлен. Наиболее серьёзное противодействие, как на общественном, так и на официальном уровне он встретил опять-таки в России. В отличие от большинства западных школ, ограничивающихся дресс-кодом для «наиболее страшных костюмов», в российских школах Хэллоуин рекомендуют не отмечать совсем. В отличие от первых лиц США, участие российского чиновника любого уровня в подобных мероприятиях может плачевно отразиться на его карьере. Духовенство традиционных конфессий и учёные в России выступают против Хэллоуина, можно сказать, единым фронтом. Поддержку властей получают носящие традиционную форму и смысловую нагрузку народные Масленица или Сабантуй.
Однако, «рыночный подход» коммерсантов от СМИ и не слишком здоровое состояние умов значительной части молодёжи пока вполне такого рода противодействию противостоят. Конечно, исследования социологов показывают, что большая часть россиян имеет слабое представление о Хэллоуине, не говоря уже о том, чтобы как-то его отмечать. Однако это не значит, что у Хэллоуина нет шансов на успех. Российское общество ещё во многом инфантильно, а разного рода «борцы за права человека» пока большую угрозу душевному и психическому здоровью народа видят в пикетировании подъезда Подрабинека и переезде телеканала «РЕН-ТВ» на техническую площадку госвещания, чем в потоках сексизма и безнравственности, льющихся с экранов, страниц и сцены. В таких условиях не обладающий знаниями учёных социологов-психологов и традициями мировых религий российский обыватель, особенно молодой и урбанизированный, может воспринимать Хэллоуин как красивую безделушку, безобидное развлечение вполне в духе современной жизни.
Действительно, много ли значат сообщения зарубежных СМИ о регулярных беспорядках, погромах и актах вандализма, имеющих место во время Хэллоуина, на фоне побоищ футбольных фанатов и столкновений между кавказцами и скинхедами? Антирелигиозность? К такому аргументу многие россияне сегодня уже прислушаются, так как рост авторитета традиционных конфессий в постсекулярной России несомненен. Но вот обыватель «светский» скорее отмахнётся от «кликушеских бредней». Хотя активнейшая пропаганда в связи с Хэллоуином язычества и оккультизма должна бы заставить задуматься: а не становится ли сознание якобы нерелигиозной постмодернистской молодёжи всё же религиозным, только извращённо религиозным?.. В который уже раз мы упираемся в тезис о том, что «тот, кто владеет источниками информации – тот владеет миром». На рекламных плакатах одной из серии голливудского фильма ужасов «Хэллоуин» написано: «У зла есть предназначение». Это действительно так. Вопрос в том, насколько адекватно мы это зло воспринимаем.
|