Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
Нашему обществу пора избавляться от этого широко распространенного заблуждения
Проблема злоупотребления алкоголем в России и статистика
смертности от пристрастия к спиртному заставляют государство искать
новые пути борьбы с алкоголизмом. Так, Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка включила в концепцию по борьбе
с пьянством в России, которая была подготовлена по поручению президента
Медведева, новые предложения, касающиеся рекламы алкоголя. Согласно
этим инициативам, «мероприятия, нацеленные на содействие потреблению
алкоголя», к примеру, пивные фестивали, могут быть запрещены.
Проблема злоупотребления алкоголем в России и статистика смертности
от пристрастия к спиртному заставляют государство искать новые пути
борьбы с алкоголизмом. Так, Федеральная служба по регулированию
алкогольного рынка включила в концепцию по борьбе с пьянством в России,
которая была подготовлена по поручению президента Медведева, новые
предложения, касающиеся рекламы алкоголя. Согласно этим инициативам,
«мероприятия, нацеленные на содействие потреблению алкоголя»,
к примеру, пивные фестивали, могут быть запрещены.
Уже более
10 лет летние «пивные» фестивали являются одним из популярных способов
продвижения этого напитка в нашей стране. Первопроходцами были
администрация Санкт-Петербурга, местные пивовары и петербургская Лига
журналистов, учредившие в 1997 г. ежегодный Санкт-Петербургский
фестиваль пива, который в первый же раз посетило более 120 тыс.
человек. В 1999 г. в Лужниках прошел первый Большой фестиваль пива,
организованный правительством Москвы. Собственные фестивали есть
и у пивоваренных компаний.
Идея проведения пивных фестивалей
пришла в Россию в 90-е годы с Запада. Когда железный занавес пал,
вместе со жвачкой, второсортными боевиками, модой на сорные слова
иностранного происхождения в Россию хлынули и такие «глотки свободы»,
как пивные фестивали, подобные легендарному мюнхенскому Октоберфесту,
существующему уже почти 200 лет.
Само понятие «Октоберфест» так
прижилось, что с известным немецким фестивалем сравнивают всякую
рекламную акцию любой пивной компании, чтобы привлечь побольше
потенциальных покупателей. Причем если Германия – общепризнанный
мировой центр производства пива, и культура потребления этого напитка
развивалась там веками, то Россия, которая после перестройки стала
«подтягиваться» вслед за цивилизованной Европой, сразу стала делать
вид, что пиво – чуть ли не смысл жизни для простых граждан. Возможно,
здесь была и обратная реакция на недавно прошедшую непродуманную
антиалкогольную кампанию. В любом случае традицию чужой культуры легко
навязали российским любителям выпить, и сделано это было, прежде всего,
исходя из коммерческих интересов пивных магнатов.
К началу
1990−х годов потребление учтенного алкоголя на душу населения составило
5,4 литра абсолютного алкоголя в год, а к 2008 году оно возросло
в 1,8 раза – до 10 литров. При этом много говорилось о водочной
эпидемии, а на повсеместное распространение культуры, а точнее,
бескультурья пития пива как бы закрывались глаза. Это можно сравнить
с тем, как в ряде западных стран воспринимают наркотики тяжелые
и легкие. Поэтому, к примеру, в США или в Голландии в незначительном
количестве поставляются опиаты – молодое поколение в этих государствах
давно выбрало «травку». Однако это не снимает проблему: наркомания
остается наркоманией, невзирая на утешительное слово «легкие».
У нас
в стране подростки тоже чаще выбирают пиво – в любом ларьке можно
купить бутылку, в отличие от супермаркета, там скорее закроют глаза
на несовершеннолетнего покупателя, лишь бы продать. Остановки наземного
транспорта и площадки перед станциями метро давно превратились
в пивные, и неприятные перспективы соседства с пьяными компаниями мало
кого способны соблазнить. Поэтому в настоящее время зашла речь
и о другом нововведении – вероятности
запрета на продажу пива и подобного некрепкого алкоголя (многочисленные
баночные коктейли, джин-тоники, качество которых, мягко говоря,
оставляет желать лучшего) в уличных киосках.
Трудно предсказать,
поможет ли остановить тот алкогольный вихрь, в котором без устали
кружится наша страна, запрет на фестивали пива. Но будем надеяться, что
после такого запрета хотя бы семейный «пивной поход» в Лужники
перестанет считаться «культурным времяпровождением».
|