Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
У разработчиков пособий по новому предмету «духовно-нравственное воспитание» возникли разногласия. Представители конфессий считают, что светские авторы мало говорят о религии и морали, те упрекают пособия по основам религий в излишнем миссионерстве. Ответственное за учебный материал издательство «Просвещение» заявляет, что все пособия находятся на этапе верстки: в школы они должны попасть к 1 апреля.
1 апреля 2010 года в России должен стартовать эксперимент по введению в 4–5-х классах школы нового предмета – «духовно-нравственное воспитания». Но, по мнению некоторых представителей рабочей группы по введению нового школьного предмета, на написание пособий авторам дали слишком мало времени, поэтому учебники редактируются до сих пор, хотя осталось всего два месяца до старта, сообщает Газета.ру.
В издательстве «Просвещение», которое готовит учебники по этому предмету, правда, утверждают, что пока издательство укладывается в оговоренные рамки. Учебные пособия по всем шести модулям курса «духовно-нравственное воспитание» (это основы православия, ислама, иудаизма, буддизма, а также история и культура мировых религий и основы светской этики) в настоящее время дорабатываются и находятся на этапе верстки. «Книги будут изданы в соответствии с тем графиком, который определен Минобрнауки. Мы делаем все для того, чтобы подготовить пособия к сроку. Мы планируем направить книги в школы в середине марта, с тем чтобы 1 апреля началось обучение по данному курсу», – отметил генеральный директор «Просвещения» Александр Кондаков.
В издательстве пояснили, что основная сложность работы заключается в том, что пособия пишут не профессиональные авторы школьных учебников. Пособия для религиозных модулей курса готовят представители конфессий. А учебники для светских предметов – профессора вузов.
Источники в рабочей группе отмечают, что между светскими и клерикальными авторами слишком много разногласий, которые и тормозят работу над пособиями.
Так, первый автор курса «светской этики» отказался продолжать работу над пособием. Профессор кафедры этики МГУ Александр Разин рассказал, что ему было поставлено условие изменить один из разделов своего учебника «классические этические произведения», где профессор «на доступном уровне» объяснял этические взгляды Аристотеля, Канта и Милля. «Я работал над учебником и почти дописал его. Но мне предложили заменить раздел на «нравственные поучения в фольклоре». Примеры этики предлагали показать на совершенно элементарных вещах – сказках или поведении животных. Но это уже не основы этики, а основы нравственного воспитания», – пояснил Разин.
После московского преподавателя за основы светской этики взялась петербургская профессура – заведующий кафедрой этики СПбГУ Вадим Перов. По его словам, работу над пособием ему передали только в декабре.
«Обратились 7–8 декабря и попросили окончательный текст предоставить уже к 15 декабря. Мы работали с соавтором, который не хочет называть сейчас своего имени», – рассказывает Перов. Подготовленный материал издателю не понравился. В «Просвещении» Перова, так же как и Разина, попросили отредактировать пособие. «Мой учебник показался им слишком космополитичным, говорили, что в нем мало написано о человеческих ценностях, что нельзя писать о том, что существует много моралей, много представлений о добре и зле», – говорит автор.
«Последней каплей», по словам Перова, стала публикация отрывков из его учебника в блоге диакона Андрея Кураева – автора учебника по основам православной культуры. В своих постах Кураев назвал Перова «воинствующим атеистом» и раскритиковал всю концепцию пособия, оставив свои пометки под рядом абзацев.
Сам диакон Андрей Кураев считает, что критика, которой он подверг учебник светской этики, не могла стать поводом уходить из проекта. «Нормальные пишущие люди только радуются критике. Текст я не воровал, мы все меняемся своими рукописями в процессе работы. Мне не понравился атеистическо-миссионерский запал учебника, и я решил, что привлечь внимание к проблеме можно только через интернет. Это не добрые слова о системе взглядов, это единственный проект учебника, где автор позволял себе излагать свою позицию через критическое отношение к той или иной религии», – сказал Кураев.
По мнению Кураева, авторы остальных конфессиональных учебников задание выполнили практически идеально: не критиковали другие религии, превознося ту, о которой пишут, «а просто пытались объяснить, чем хороша конфессия». «Ничего нетолерантного в других учебниках нет. Любой автор был бы рад, если бы ему дали еще полгода на разработку текста, но мы отдали свои работы редакторам из «Просвещения», которые очень профессионально работают», – сказал он.
Кураев считает, что помимо нетолерантных высказываний в адрес религии учебник по светской этике получился еще и слишком сложным. Сам бы он привлек к работе над учебником не философа, а детского писателя: «Он мог бы искрометно объяснить, что плохо и что хорошо, на примере того же Тома Сойера». Впрочем, говорит диакон, если автор учебника вернется в проект, он будет только рад. «Ведь это все сильно тормозит проект, у всех уже все сдано, все готово, а тут такое. Я знаю, что «Просвещение» еще ведет с ним диалог», – сказал Кураев.
В Минобрнауки сказали, что в подготовку пособий не вмешиваются и разногласия по поводу содержания предоставляют решать специалистам. «В конце мы заверим присланные нам тексты», – отметили в пресс-службе.
|