Газета
«Наш
Мир» В Узбекистане проводится новая активная кампания по снижению уровня рождаемости, в котором республика заинтересована с целью поступления новых инвестиций из-за рубежа.
С началом нового года в поликлинических учреждениях государственного сектора участились проверки Министерства здравоохранения.
Представителей минздрава более всего волнует отчетность гинекологов по количеству установленных женщинам спиралей – наиболее неприхотливого противозачаточного средства.
Параллельно гинекологи уговаривают воспользоваться этим средством предохранения от беременности всех женщин фертильного (детородного) возраста, приписанных к их участкам. При этом женщинам, решившимся поставить себе спираль, сообщают, что ее можно будет удалить не ранее, чем через три года.
"Участковый гинеколог шепотом уговаривала меня хотя бы расписаться в том, что спираль якобы поставлена. Пока я расписывалась, врач предупредила: если в следующий раз на приеме окажется не она, а проверяющий из Минздрава, надо ему сказать, мол, да, спираль в поликлинике поставили, но затем в другом медучреждении она была удалена", – рассказывает пациентка одной из поликлиник Яккасарайского района г. Ташкента.
- Я подписала эту "липу", поскольку если этого не сделать, потом будут постоянно звонить, уговаривать и вызывать на осмотр к гинекологу. Но мы с мужем хотим еще одного ребенка и не собираемся ждать целых три года».
Волна тотального контроля над деторождением повторяет ситуацию 90-х годов прошлого века, когда борьба за снижение рождаемости, называемая «стратегией планирования семьи», стала приоритетным направлением в секторе охраны материнства и детства.
В тот период, благодаря серьезным финансовым вливаниям и поставкам медпрепаратов от зарубежных доноров, противозачаточные уколы и спирали, ранее весьма дорогостоящие, стали во всех участковых поликлиниках бесплатными.
Вместе с тем, в регионах нередко роженицам, имеющим трех детей, во время последних родов проводили операции, пресекающие способность дальнейшего деторождения на всю оставшуюся жизнь - женщинам удаляли матки.
Однако, в 2008 году неожиданно рождаемость вновь выросла. Если в 2007 году, по данным Минздрава, рождаемость составила 22,6 на 1000 человек населения (тогда в стране родилось 608 917 младенцев), в 2008 – уже 23,7 на 1000 человек населения (646 094 детей).
Но, начиная с весны 2009 года, статистические данные вновь свидетельствовали о снижении показателей рождаемости. Как считают независимые эксперты, это является результатом трудовой миграции.
По официальным данным, число трудовых мигрантов из Узбекистана оценивается приблизительно в 1-1,5 миллиона человек, с тенденцией прироста на 5-8 процентов в год. Независимые же эксперты сообщают о 5-7 миллионах.
В большинстве своем, это мужчины трудоспособного, а следовательно, детородного возраста. Как отмечают те же эксперты, до мирового финансового кризиса гастарбайтеры предпочитали сезонную работу, и на осенне-зимний период возвращались домой. Однако с 2008 года ситуация изменилась - часть гастарбайтеров в связи с уменьшением заработков потеряла и эту возможность.
Кроме того, потенциальные отцы уезжают, чтобы прокормить свои семьи, но за пределами родины часто создают новые "ячейки общества". Таким образом, снижение рождаемости в Узбекистане стало прямым следствием финансового кризиса и разрушения тысяч семей, в основном, жителей регионов, и лишь частично – усилий медиков.
И все же, государство заинтересовано в еще большем снижении уровня рождаемости и афишировании перед международным сообществом новых демографических данных, сообщает "Uznews.net".
Поскольку, по мнению экспертов, это один из самых очевидных резонов для потенциальных зарубежных доноров, готовых увеличить финансовые вливания в социальный сектор и здравоохранение страны "третьего мира".
|