Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Саудовские власти планируют регулировать издание
фатв, ограничив количество тех, кому разрешено формулировать
религиозные постановления.
План в настоящее время обсуждается Верховным советом религиозных ученых и может быть внедрен уже в следующем месяце.
«Если
Саудовские власти урегулируют издание фатв, это позволит снизить
количество фатв экстремистского характера, и станет сигналом
предупреждения для тех, кто имеет безответственное отношение к фатвам»,
сказал саудовский эксперт по вопросам ислама доктор Халил Аль-Халил.
Саудовские
власти обеспокоены, в первую очередь, обилием экстремистских фатв,
распространяемых через различные средства массовой информации, такие
как Интернет и кабельное телевидение.
Западная пресса часто
придает особое значение радикальному смыслу таких фатв, считая, что они
вдохновляют на теракты против немусульман.
Оппозиционные
движения в Саудовской Аравии предостерегают, что ограничение полномочий
на издание религиозных указов подавляет плюрализм мнений и противоречит
духу ислама.
Кроме того, они указывают, что сотни арабоязычных
спутниковых каналов находятся вне юрисдикции саудовских властей, в
связи с чем их инициатива оказывается неэффективной, поскольку жители
Саудовской Аравии все равно могут попасть под экстремистское влияние
через Интернет и другие виды СМИ.
Аль-Халил также уверен, что
регулирование издания фатв, несмотря на все преимущества не только
невозможно, но и противоречит духу ислама, который разрешает людям
самостоятельно определять, кто имеет право издавать фатвы. Власти же
предполагают специально нанимать людей, которые будут уполномочены
издавать фатвы.
«Кто будет отбирать этих людей, исходя из
каких ориентиров и качеств?», спрашивает Аль-Халил. «Мы знаем, что
обычно отбор уполномоченных лиц в любой области основывается на
политических принципах и настроении, а не истинной квалификации
эксперта».
Западные СМИ часто преподносят фатвы как указы
вести войну и приводить в исполнение смертные приговоры, например,
фатва, требующая смерти Салмана Рушди, стихи которого были признаны
антиисламскими.
Фатву может издавать любой мусульманин,
имеющий достаточные знания в области ислама, обычно это человек,
имеющий авторитет в своей общине.
Те, кто считает, что
упорядочение издания фатв необходимо, поскольку хаос в этом вопросе
часто служит лишь ограниченным политическим, социальным или
коммерческим интересам.