Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Беспрецедентной отзывной кампанией Toyota, самой масштабной в истории
мирового автопрома, заинтересовался американский Конгресс. В феврале
Комитет по энергетике и торговле Палаты представителей, как сообщил его
председатель Генри Ваксмен (Henry Waxman) в интервью Reuters, намерен
провести парламентские слушания относительно того, «насколько быстро и
в полной ли мере» японская компания отзывает автомобили. «Необычный»,
по оценке агентства, шаг американских парламентариев последовал за
распространением отзывной кампании из США на Европу и Китай.
На
прошлой неделе Toyota объявила об отзыве с американского и канадского
рынков еще 2,3 млн автомобилей восьми моделей. Среди них — Camry,
бестселлер в США, Corolla и RAV4. Во второй половине 2009 года из-за
той же неисправности Toyota несколько раз отзывала свои автомобили с
американского рынка. Изначально инженеры винили в этом коврики. Под
отзыв в октябре прошлого года попали 3,8 млн машин. Однако отозванные в
США 21 января в связи с тем же дефектом 2,3 миллиона проданных
автомобилей не были укомплектованы ковриками. В четверг стало известно,
что отзывная кампания будет распространена также на Европу и Китай. В
общей сложности в рамках кампании Toyota отзывает 8 млн автомобилей —
больше, чем было продано в прошлом году.
Представитель «Тойота
мотор» Татьяна Русакова сообщила BFM.ru, что Россия подпадает под
определение «европейский рынок», но коснется ли отзыв России, пока не
известно.
С 21 января акции Toyota потеряли 17,6%. Некоторые
аналитики сравнивают решение Toyota о приостановке выпуска ряда
популярных моделей с решением компании Johnson & Johnson убрать из
розничной продажи упаковки лекарства Tylenol, после того, как стало
известно, что злоумышленники отправили какое-то количество упаковок
ядом, пишет журнал Time. После этого рыночная доля препарата
сократились с 35% до 8%, однако вскоре она восстановилась. А J&J
удостоился похвал за оперативную реакцию на кризисную ситуацию.
Однако
параллели в данном случае достаточно условны, поскольку одно дело снять
с полок супермаркета упаковку с лекарством, и совершенно иное —
отозвать автомобиль, цена которого выражается пятизначным числом.
Из-за
объявленного концерном Toyota отзыва машин приходится останавливать
работу на пяти заводах: 20 тысяч рабочих будут слоняться без дела. 1200
дилеров Toyota оказываются в ситуации, когда они не могут продать 250
тысяч автомобилей, общей стоимостью 50 миллиардов долларов. Возможную
упущенную выгоду американских дилеров Toyota Bloomberg оценивает почти
в 2,5 млрд долларов в месяц. Опрошенные Reuters эксперты прогнозируют
серьезные проблемы для поставщиков комплектующих. «У Toyota очень
тесные связи с поставщиками. Это как одна большая семья. Если кто-то
подхватит простуду, остальные тоже заболеют», — говорит Кевин Чен
(Kevin Chen), президент Gasgoo.com, крупнейшей китайской
Интернет-площадки по торговле запчастями.
Финансовые потери,
однако, являются только частью проблемы. У потребителей теперь выбор
стал шире; конкуренция резко ужесточилась. К тому же надо учитывать,
что потребитель теперь будет проявлять куда меньшую лояльность к
бренду, чем ранее.
«Toyota, конечно, слишком большая компания,
она в любом случае выживет, но это событие наносит компании удар под
дых, — считает аналитик портала TrueCar.com Джесси Турпак (Jesse
Torpak). — Чтобы выбраться из этой передряги, критически важно
разработать план возрождения продаж». По мнению эксперта, Toyota,
вероятно, придется серьезно вложиться в рекламную кампанию и предложить
покупателям разнообразные бонусы.
Эксперты полагают, что неудача
Toyota побудит покупателей пристальней присмотреться к продукции
конкурентов. В частности, не исключен рост продаж корейских машин —
Hyundai и Kia. Как сообщал BFM.ru, в среду General Motors и Ford Motor
предложили льготы для потенциальных покупателей из числа владельцев
автомобилей Toyota. Например, при покупке автомобиля у General Motors
обладатели Toyota смогут получить от американского концерна компенсацию
в размере тысячи долларов или беспроцентный кредит, сообщает AFP.
Министр
экономики и промышленности Японии Масаюки Наосима в пятницу потребовал
от Toyota принять срочные меры по возвращению доверия потребителей.
«Масштаб отзывной кампании очень большой. И ситуация тяжелая.
Необходимо, что были приняты меры и возвращено доверие покупателей», —
заявил Наосима. Европейских и американских поклонников Toyota отзыв
автомобилей, даже столь масштабный, от любимой марки не отвратит. Даже
наоборот, считает Михаил Подорожанский, главный редактор «Авторевю».
«Отзывная кампания — признак хорошего тона, на развитых рынках подобные
шаги давно стали нормой, — сказал Подорожанский BFM.ru. — Все прекрасно
понимают, что ошибок, в том числе технологических, не совершает только
тот, кто ничего не делает». В ближайшие годы похожее отношение к таким
шагам производителей сформируется и в России, прогнозирует
Подорожанский.
|