Газета
«Наш
Мир» Роль интеллектуальной составляющей вряд ли вообще можно оспорить в настоящее время. Мы живём в полностью технологическом мире, в котором голос науки является решающим во всех без исключения вопросах, от планирования рождаемости до вывода навигационных спутников и войн. При подобном внешнем доминировании разума может возникнуть закономерный вопрос – быть может, это единственное, что важно для каждого человека в отдельности и государства в целом?
Триада гармоничного развития
В настоящее время руководством России провозглашен курс на физическое, интеллектуальное и духовное развитие молодежи. Условно говоря, задачу можно обрисовать следующим образом: в интересах государства нужно сформировать механизм, который будет способствовать физическому, интеллектуальному и патриотическому развитию молодого человека.
В идеале следует развивать одновременно культуру физическую, интеллектуальную и духовную. Отсутствие или принижение какого-либо компонента делает всю систему неустойчивой и уязвимой.
Роль интеллектуальной составляющей вряд ли вообще можно оспорить в настоящее время. Мы живём в полностью технологическом мире, в котором голос науки является решающим во всех без исключения вопросах, от планирования рождаемости до вывода навигационных спутников и войн. При подобном внешнем доминировании разума может возникнуть закономерный вопрос – быть может, это единственное, что важно для каждого человека в отдельности и государства в целом? Попробуем, признавая крайнюю важность холодного интеллекта, также рассмотреть внимательно иррациональные вопросы духовности и морали вкупе с примитивной физикой тела. В первом приближении можно представить структуру, в котором тело является ресурсом, интеллект распоряжается этим ресурсом, а обоснование и необходимость всего этого процесса определяется морально-этическими нормами, или, если хотите, духовностью.
В случае теократического государства, вопросы духовности самым естественным образом регулирует являющаяся стержнем государственного механизма религия, которая выступает в роли некоего интегрального набора базисов, которые «цементируют» население, делая возможным общий вектор развития; обуславливает формат и внешний вид стратегии, на которую направлены «тактические» ресурсы отдельных людей, физические и интеллектуальные.
Если речь идёт о государстве более светском, на передний план выходит некая идея, которая задает направление деятельности государства. Когда «светскость» государства достигает определенного уровня, бывает так, что созданная людьми государственная идеология становится неким эрзацем религии, предоставляя определения словам «плохо-хорошо». Это становится возможным, поскольку человеку органически нужно во что-то верить и куда-то двигаться на протяжении всей сознательной жизни. Иначе – постоянная депрессия и поиск «смысла». Система этических координат
По сути, человеку просто жизненно необходимы некие утвержденные правила и нравственные ориентиры. И, стало быть, с такой точки зрения безусловно правильным представляется идея о введении преподавания азов традиционных для России религий. Традиционные конфессии являют собой пример устойчивых морально-этических систем, которая на универсальном языке рассказывает о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
К сожалению, в этом аспекте становление нынешнего государства Российского протекало не в самых благоприятных условиях. Сначала, в начале ХХ-го века были разрушены религиозные устои общества, потом под конец того же века на свалку попытались выбросить те нравственные ориентиры, которые были сформированы за годы уже советской власти. Это как раз был случай практически абсолюта светского государства, в котором ориентиром было выставлено мировоззрение технократического коммунизма. После распада СССР мгновенно были приняты в виде руководства к действию принципы так называемой «западной морали», которая преимущественно сводится к формуле «каждый сам за себя, и если человек беден – то так ему и надо». Результат получился соответственный. Заоблачные рейтинги сериалов вроде «Бригада» про нелегкие трудовые будни мелких уголовников на пути к вершинам олигархической иерархии достаточно красноречиво демонстрируют состояние умов. Как говорится – спрос рождает предложение.
Отсюда, кстати, если не поддаваться циникам во все времена полагавшим, что человеческое существо в случае «свободного плавания» имеет природную склонность к духовному регрессу, можно констатировать – в случае разрушения идеологического каркаса общества можно внедрить извне, вообще, любую парадигму. Кризис духовности будет проявляется и во взрывном распространении разнокалиберных сектантских течений, и, допустим, неонацистских организаций, которые щедро предлагают желающим восполнить идеологическую пустоту.
Опять-таки – ничто не ново под Луной. У главного вдохновителя китайских реформ Дэн Сяопина был замечательный афоризм: не важно, какого кошка цвета, черная она или белая, важно, чтобы ловила мышей. Дэн Сяопин категорически предостерегал от ситуации, которая сложилась в нашем многострадальном Отечестве, говоря, что осторожнее всего нужно обращаться с идеологией, которая успела укрепиться в обществе. Именно поэтому современный Китай представляет собой кошмар любого западного политолога – капитализм под управлением коммунистической партии. И ничего, работает, у населения есть видение процесса, который не находится в противоречии с идеалами предыдущих поколений. А именно: связь с предками, преемственность и гармоничное сочетание привычных норм этноса и религии с задачами государства. Томик «Русских народных сказок и пословиц», а также «Катехизис» на полке так же важен, как и «Финслерова геометрия»...
|