Чудеса техники, позволившие Кэмерону снять самый зрелищный фильм
последних лет
«Аватар» Джеймса Кэмерона стал первым фильмом в
истории кино, собравшим в прокате $2 млрд. 72% сборов приходится на
3D-кинозалы, и можно уже констатировать, что благодаря этому фильму
трехмерное кино превратилось в отдельный, полноправный жанр. Самый
зрелищный фильм последнего времени не блещет оригинальностью сюжета, не
использует дорогих актеров и натурные съемки (вся природа, которой
отведено 60% экранного времени, нарисована на компьютере). В чем же его
секрет? Технические достоинства «Аватара» сложно описать в традиционных
понятиях. Forbes выделил среди них пять самых главных.
Трехмерная
камера Fusion 3D
Прежде чем приступить к съемкам
«Аватара», режисеру Джеймсу Кэмерону и главному оператору Винсу Пейсу
пришлось соорудить новую трехмерную камеру — Fusion 3D. На ее создание
ушло почти 7 лет. Камера весит всего 20 кг (ее может поднять на плечо
один оператор), а расстояние между двумя объективами (необходимыми для
трехмерной съемки) — всего 5 см, меньше, чем между зрачками взрослого
человека. Объективы камеры умеют синхронно фокусироваться на близких и
далеких объектах, совсем как глаза. Fusion 3D была опробована в
документальных съемках и при записи концертов, но «Аватар» стал ее
первой большой кинопремьерой.
Пять суперкомпьютеров
Созданием
планеты Пандора и ее рисованных обитателей занималась компания Weta
Digital, основанная режиссером Питером Джексоном. Компания сделала себе
имя (и четыре «Оскара») на отрисовке джексоновских «Властелина Колец» и
«Кинг-Конга», но последние три года занималась почти исключительно
«Аватаром». В распоряжении Weta было пять суперкомпьютеров, входящих во
вторую сотню мирового рейтинга. Общий объем цифровой информации,
обработанной при создании фильма, превысил 1 Пб (1 млн Гб) — и это
прорыв. После Кэмерона сложно отрицать, что количество переходит в
качество. Скоро, вероятно, фильмы будут характеризоваться не величиной
бюджета, а объемом цифровой информации.
Передовая система
захвата движений
Технологии захвата движений
применяются уже давно, благодаря им нарисованные персонажи мультфильмов и
видеоигр двигаются как живые актеры. Но создатели «Аватара» вывели
технологию на новый уровень. Специально к съемкам была построена самая
большая в мире сцена для захвата движений. На ней актеров, одетых в
костюмы со светоотражающими маркерами, снимали с точностью до миллиметра
120 камер. Мимику каждого актера снимала отдельная камера. Главное
новшество состояло в том, что компьютер в реальном времени рисовал
инопланетян и показывал результат режиссеру, который мог корректировать
игру актеров. Кэмерон уверяет, что технология способна на 100% передать
игру живых актеров.
«Виртуальная камера»
Еще
одна новация Кэмерона и компании — виртуальная камера, позволявшая
режиссеру искать удачный план в несуществующем ландшафте Пандоры. Она
представляла собой что-то вроде игровой приставки. Сидя за пультом,
Кэмерон мог повернуть камеру вправо или влево, и компьютер дорисовывал
несуществующую картинку — так же, как это происходит в компьютерных
играх. Можно было выбирать самый удачный план и снимать любые ракурсы
(например, вид парящей горы с вертолета) без помощи настоящей техники.
Тем более что настоящих планов в распоряжении съемочной группы просто не
было — вся «натура» в фильме нарисована.
Язык на'ви,
придуманный лингвистом
Создателям фильмов уже
приходилось придумывать собственные языки (например, язык клингонов из
«Звездного пути») — но недостаточно часто, чтобы это перестало удивлять.
Язык жителей Пандоры на'ви придумал лингвист Пол Фроммер. Насколько
реалистичным получился язык, судить трудно, но он обладает собственной
фонетикой, лексиконом в тысячу слов и грамматикой, включающей три
падежа, нетривиальное образование времен и, среди прочего, тройственное
число. Если судить по нынешней популярности фильма, лет через
двадцать-тридцать могут появиться первые люди, считающие этот язык
родным.