Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Председательствование Казахстана в ОБСЕ стало признанием мировым сообществом его серьезного потенциала и значительных достижений.
30 января 1992 года Казахстан официально вступил в ряды ОБСЕ, а буквально через пару дней, 1 января следующего года, наша республика возьмет в руки бразды правления в этой европейской организации.
Дорога в 18 лет стала для отечественной дипломатии временем испытаний и периодом наращивания авторитета республики на внешней арене, где она запомнилась целым рядом инициатив. И среди них – добровольный отказ от советского ядерного арсенала, помощь афганскому народу в восстановлении мира и стабильности, укрепление интеграционных процессов на постсоветском пространстве. На посту председателя ОБСЕ Казахстан выступит с еще одной инициативой: построить мосты понимания между странами Запада и Востока. Задача непростая, но уверенности придают уже достигнутые успехи.
С первых шагов независимого Казахстана на мировой арене стало понятно, что страна четко определилась со своими приоритетами во внешней политике и намерена всерьез заявить о себе в качестве полноправного и признаваемого члена международного сообщества. Несмотря на множество внутренних проблем, начиная от необходимости заново выстраивать экономическую систему, государственный аппарат, сохранять внутриполитическую стабильность, Казахстан сразу стал активным участником процессов по укреплению глобальной безопасности и сохранению единства и стабильности в мире.
Уже в 1992 году (через год после обретения независимости) страна вошла в состав Организации Объединенных Наций. Причем Совет Безопасности ООН на своем заседании без голосования одобрил резолюцию, рекомендующую генеральной Ассамблее принять Республику Казахстан в члены ООН. Тогда генеральный секретарь ООН Б. Гали высказал личные поздравления Президенту РК Нурсултану Назарбаеву и передал заявление, сделанное Президентом Совета Безопасности от имени его членов. Решение Совета Безопасности расценивалось в заявлении как историческое событие. Выражалась уверенность, что Казахстан как миролюбивое государство, способное и желающее выполнять обязательства, содержащиеся в Уставе ООН, внесет большой активный и конструктивный вклад во все сферы деятельности этой международной организации, а также в строгое соблюдение целей и принципов ее устава.
30 января того же года Казахстан официально вступил в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Тогда трудно было представить, что всего через 18 лет новому независимому государству предстоит председательствовать в этой организации.
С первых дней существования в качестве члена ОБСЕ Казахстан на первый план ставил задачи укрепления и развития конструктивного сотрудничества и партнерства с ОБСЕ и ее институтами. Стандарты ОБСЕ стали для Казахстана ориентирами для дальнейшего развития, в рамках которых страна стала отстраивать свою государственность.
В течение всех этих лет Казахстан не раз своими инициативами и конкретными делами четко обозначал свою позицию государства, последовательно выступающего за сохранение мира и безопасности в глобальном масштабе. До сих пор в памяти мирового сообщества живо воспоминание о том, как Казахстан на заре своего суверенитета первым среди других стран добровольно отказался от четвертого в мире ядерного арсенала (доставшегося ему с распадом СССР) и закрыл второй в мире ядерный полигон в Семипалатинске.
В 2003 году страна выразила намерение председательствовать в ОБСЕ, которая призвана укреплять меры доверия и безопасности на пространстве «от Ванкувера до Владивостока», предотвращать конфликты, содействовать единству и сотрудничеству. Конечно, председательствование в ОБСЕ не было самоцелью страны, но положительное решение по заявке Казахстана стало признанием мировым сообществом его серьезного потенциала и значительных достижений. Чтобы получить «добро», Казахстану необходимо было соответствовать высоким требованиям организации, а значит, иметь значительные результаты в сфере последовательной демократизации общества и государства, сохранения общественно-политической стабильности, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, устойчивого развития экономики. На чашу весов были поставлены и достижения страны в геополитической сфере, состояние ее отношений с внешнеполитическими и внешнеэкономическими партнерами. Сегодня наблюдатели (в том числе и среди наших ближайших соседей) признают победу Казахстана закономерным итогом работы, направленной на системную модернизацию страны и формирование безопасности в мире.
Помимо последовательно миролюбивой внешней политики Казахстан зарекомендовал себя как удачный «переговорщик», модератор между мусульманским и европейским мирами, выступающий за мирное урегулирование конфликтов. Руководство страны постоянно инициирует новые формы международного диалога. Так, широкую известность получили Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии и ставший уже традиционным Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Казахстан стал основателем таких региональных объединений, как СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, участвует в деятельности ОИК и ОЭС, сотрудничает с НАТО, ведет переговоры по вступлению в ВТО. Казахстан пользуется поддержкой и доверием как в Центрально-Азиатском регионе, так и на всем пространстве СНГ. Активно развиваются партнерские взаимоотношения со странами тюркоязычного мира.
В целях поддержания безопасности в Центрально-Азиатском регионе Казахстан активно участвовал в нормализации ситуации в Афганистане через оказание гуманитарной помощи этой стране. Так, Казахстаном были переданы средства для строительства дорог, школ и больниц, обеспечены поставки пшеницы. В рамках недавнего соглашения с Афганистаном выделено 50 млн долларов для обучения тысячи молодых афганцев в колледжах и университетах Казахстана на инженеров, агрономов, врачей, медсестер, учителей и полицейских.
В соответствии с принципами гуманитарного направления в деятельности ОБСЕ, Казахстан постоянно работает над совершенствованием политической системы страны. Надо признать, что время от времени приверженцы «старых демократий» выдвигают претензии, что ход и темпы политической модернизации в Казахстане отличаются от «классических» параметров и не укладываются в рамки заданных схем. Основной критике подвергается принцип приоритетности экономического развития перед политическим. Но, как показывает опыт Китая и стран Юго-Восточной Азии, именно этот принцип в свое время способствовал успеху этих стран и сегодня эффективно применяется в динамично развивающемся Казахстане.
Эти и другие примеры постепенно трансформируют точку зрения западных экспертов на процессы демократизации в развивающихся странах. Так, еще в 2006 году председатель ОБСЕ Карл де Гухт на переговорах в Астане отметил, что демократию невозможно пересадить из другой страны и следует развивать на основе экономических достижений. Подобным образом высказался и Манфред Грунд, представитель фракции ХДС/ХСС в бундестаге ФРГ: «Если бы в Казахстане сразу ввели те демократические стандарты, которые европейские страны вырабатывали на протяжении столетий, это могло бы спровоцировать развал государства». Критерии демократичности должны быть реалистичными и выполнимыми, подчеркнул он.
В то же время приоритет, отдаваемый Казахстаном экономическому развитию, не означает отставания политической составляющей. Политическая модернизация происходит планомерно, в соответствии с внутренними темпами общественного развития страны, и не привязана к требованиям внешних игроков.
Так, в 2004 году главой государства была объявлена общенациональная программа политических реформ. Было принято новое избирательное законодательство, которое, кстати, было максимально приближено к стандартам ОБСЕ. Большую работу провели государственные комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. При мажилисе парламента РК создана общественная палата, призванная при участии общественности экспертировать принимаемые изменения в законодательстве. На системной основе осуществляется реформирование судебной власти и дальнейшее развитие институтов гражданского общества. Сегодня гражданское общество включает в себя 10 политических партий, свыше 4 тысяч религиозных организаций, несколько десятков профессиональных союзов, 3 тысячи СМИ и около 18 тысяч неправительственных организаций, реализующих широкий спектр услуг для общества. Со стороны государства неправительственному сектору оказывается поддержка в виде государственного социального заказа.
В 2007 году Президентом страны были инициированы конституционные преобразования, положившие начало трансформации Казахстана из президентской в президентско-парламентскую республику. Замена мажоритарной системы выборов на пропорциональную способствует усилению роли политических партий. В текущем году с учетом рекомендаций ОБСЕ были внесены существенные поправки в законодательство о выборах, политических партиях, СМИ, местном самоуправлении.
Наряду с этим пристальное внимание уделяется вопросам защиты прав человека и гуманитарного развития. С 2002 года в Казахстане функционирует институт омбудсмена – уполномоченного по правам человека. В 2003 году были подписаны международный пакт о гражданских и политических правах и международный пакт о социальных, экономических и культурных правах человека, а также объявлен мораторий на смертную казнь.
В этом году были приняты Национальный план действий в области прав человека на 2009–2012 гг. и Концепция правовой политики на 2010–2020 гг., что значительно приблизило казахстанское законодательство к международным стандартам. Приняты законы о равных правах и равных возможностях женщин и мужчин, о противодействии бытовому насилию, а также ведется работа над изменениями в законодательство по вопросам обеспечения защиты прав ребенка.
Казахстан обладает уникальным опытом построения модели мирного сосуществования более 140 этносов. Государство занимает активную позицию в деле сохранения мира и согласия, общественного единства. Возможно, эту модель толерантности следовало бы предложить в качестве универсального опыта и для европейских государств, которые сегодня стоят перед лицом обострения вопросов социальной адаптации мигрантов, хлынувших из стран Азии, Ближнего Востока и Африки.
По инициативе Президента страны Нурсултана Назарбаева учрежден специальный орган – Ассамблея народов Казахстана, который при активной помощи государства эффективно решает задачи налаживания межэтнического, межкультурного диалога, укрепления гармоничных отношений в обществе. Востребованным может оказаться и опыт АНК в плане представительства основных этносов в высших органах государственной власти.
Еще один плюс Казахстана – это созданное за годы независимости сильное социальное государство. В стране сформированы все условия для достижения каждым личного успеха, под патронажем находятся социально незащищенные слои населения, системно реформируются сферы образования и здравоохранения. Сегодня казахстанцы – это общество уверенных в себе, активных, настроенных на личностный рост людей, постоянно расширяющих границы приложения собственных сил. Это мощный потенциал государства, его бесценный актив.
Все эти и другие достижения и предопределили тот факт, что Казахстан первым в Центрально-Азиатском регионе, среди стран СНГ и тюркоязычных государств был избран председателем столь авторитетной организации. При этом выгоды от этого решения – обоюдные.
Для Казахстана они заключаются в том, что он сделал еще один шаг в собственном успешном позиционировании на международной арене, приобрел шанс продемонстрировать себя в качестве достойного партнера международного сообщества в решении наиболее острых проблем современности.
ОБСЕ же в свою очередь получает «честного брокера и надежного посредника», который в изменившихся условиях, когда между партнерами организации начали возникать недопонимание и недоверие (проблемы с Косово, российско-грузинский конфликт и др.), будет действовать в интересах мирного урегулирования конфликтов, убеждая партнеров вести открытый и взвешенный диалог. К тому же в лице Казахстана Европа видит «форпост» в столь интересующей ее Центральной Азии. Надежды европейских партнеров возлагаются на деятельность Казахстана, направленную на создание «дуги безопасности» в регионе, противостоящей таким глобальным угрозам и вызовам, как незаконная миграция, наркотрафик, религиозный терроризм и экстремизм.
Сегодня, по мнению наблюдателей, ОБСЕ начала снижать свою активность, особенно в отношении важнейших тем военно-политического измерения: предотвращения конфликтов, укрепления мер глобальной безопасности, противодействия распространению ядерного вооружения. По словам Нурсултана Назарбаева, глубокие геополитические изменения, произошедшие в последние годы, приводят к пониманию, что уже нет только европейской или только азиатской безопасности: нестабильность в том или ином регионе представляет угрозу безопасности всей Евразии. По его мнению, человечеству в целом необходим новый подход к обеспечению глобальной безопасности, предусматривающий объединение народов в борьбе с терроризмом и создание универсального договора о нераспространении ядерного оружия. Поэтому, председательствуя в ОБСЕ, Казахстан намерен сконцентрировать внимание на этих направлениях.
Казахстан, не раз доказывавший свою успешность в претворении масштабных и амбициозных замыслов, может придать дополнительный импульс и внести новые идеи в деятельность ОБСЕ. Так, во время недавнего визита в Казахстан генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо выразил надежду, что предстоящее председательство Астаны «открывает перед ОБСЕ новые горизонты, а опыт Казахстана внесет большой вклад в развитие этой организации».