Чем дальше от нас Вторая мировая война, тем больше в Европе
желающих переписать ее историю в угоду политической конъюнктуре.
Роль
СССР и Красной Армии в освобождении Европы от фашизма когда-то была
бесспорной, но в последние годы европейские парламентарии постоянно
«радуют» нас историческими «открытиями». Объективно кампания по
переписыванию истории стартовала 20 лет назад с публикации книги
«Ледокол», по странному совпадению написанной беглым советским
разведчиком Виктором Резуном (Суворовым), прячущимся на территории
английской военной базы. Именно он, первый, поставил знак равенства
между Гитлером и Сталиным, между вермахтом и Красной Армией.
Россия изо всех сил сопротивляется ревизионистам-фальсификаторам, но
перемежающаяся глухота на фоне провалов памяти - фирменная болезнь
европейского парламентаризма, начавшаяся в виде очаговых заболеваний еще
при Наполеоне и распространившаяся в форме эпидемии во времена Крымской
войны. В годовщину освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим)
корреспондент «КП» обнаружил, что у России в ее борьбе с
фальсификаторами истории есть жесткие, авторитетные и непримиримые
союзники. Например, глава Европейского еврейского конгресса Вячеслав
Кантор. Мы начали наш разговор с трагедии холокоста, трагедии
конкретного народа, но само собой выяснилось, что разделить трагедии и
вычленить их из общей истории Европы и России невозможно. Как бы сильно
этого кое-кому ни хотелось.
Вячеслав КАНТОР: «МОЙ ОТЕЦ
БЫЛ СОЛДАТОМ КРАСНОЙ АРМИИ»
- Спустя 65 лет мы вынесли
несколько уроков из тех событий. Безусловно, роль Красной Армии в
освобождении Освенцима недооценена в Европе и в мире. Нужно успеть
воспользоваться тем, что у нас еще есть живые свидетели,
солдаты-освободители. В ноябре я обращался к Президенту России с
просьбой наградить всех солдат-освободителей. Надеюсь, что их наградят к
65-летию Победы. Для меня лично это тоже важно. Мой отец Владимир
Кантор был солдатом Красной Армии, был инвалидом войны. Для меня все эти
темы, связанные с холокостом, не являются отвлеченными - большая часть
моей семьи погибла в холокостах под общим названием «бабьи яры». Их было
шесть тысяч в Европе. Но меня как человека, занимающегося реальной
политикой, интересует: какие уроки мы извлекаем из этой цивилизационной
трагедии? Я бы выделил четыре урока. Во-первых, холокост - это событие,
которое объединило всю Европу. Второе - во время любого кризиса,
экономического или этнического, толерантность - это наиболее
востребованное действие для защиты и меньшинств, и любого из нас. Третье
- любое заигрывание и умиротворение фанатических режимов проваливается,
как провалилась подобная политика в свое время в Европе. И четвертое -
холокост научил нас, что не бывает никакой безопасности, кроме
глобальной.
«КТО РАЗВЯЗАЛ ХОЛОКОСТ И КТО ЕГО ЗАКОНЧИЛ?»
-
Сейчас весьма настойчиво в Европе пытаются пересмотреть и историю
Второй мировой войны, и саму роль Красной Армии. Что можно сделать, как
остановить этот процесс? Какими методами?
- Я неоднократно и
от Российского еврейского конгресса, который возглавлял в течение
четырех лет, и от Европейского еврейского конгресса, который возглавляю
сейчас, вносил несколько предложений. Чтобы всемирный день холокоста
назывался Днем освобождения лагеря Аушвиц-Биркенау Красной Армией.
Вопрос, как мне сказали, сейчас рассматривается. Но с другой стороны,
холокост - это не тема для школьных учебников. Это вопрос, актуальный
сегодня, и, к сожалению, и завтра. Холокост - это тема для различных
форм искусства, и эту тему невозможно раскрыть с помощью политики.
Только искусством, потому что оно обращается напрямую к чувствам
человека, минуя его сознание. У меня была встреча с женщиной, которая
была в четырех концлагерях. Первый лагерь был очень страшный - лагерь
для кормящих матерей. Находился он в Восточной Европе, и в нем
содержались триста матерей.
Утром они кормили детей, потом уходили на работу, вечером
возвращались. Однажды они пришли с работы, а детей нет. Матери были в
ужасе, но нацисты сказали им, что дети использованы в донорских целях.
Женщина эта, по странному совпадению, имела такую же фамилию, как у
меня, - Кантор, и до 90 лет сохранила веселый нрав, несмотря на
пережитое... К сожалению, она ушла в прошлом году... Ее звали Груня,
родом она была из Латвии, мать моего близкого друга. И Груня сказала
мне: «Знаешь, после того как забрали ребенка, я потеряла страх. У меня в
жизни не осталось страха». Когда ее освободили из четвертого лагеря
американцы, заключенные нашли кого-то из лагерной охраны. Он прятался,
не успел убежать. Почти мертвые, обессиленные люди рвали его много
часов, пока он совсем не исчез. И я спросил Груню: какой из фильмов
лучше всего передает пережитую трагедию? Она сказала мне, что почти
невозможно полностью передать то, что она видела. Но был единственный
фильм, который смог, - это «Судьба человека» Бондарчука.
«РОССИЯ
ЗАПЛАТИЛА САМУЮ ДОРОГУЮ ЦЕНУ»
- Не так давно в ПАСЕ
признали сходство и тождественность двух тоталитаризмов - «коричневого»
и «красного». Поговаривают уже и о возрождении сталинизма в России. Вы
согласны с этой позицией?
- С высоты исторического полета
можно вообще уравнять все со всем. Давайте все-таки спустимся на землю и
обратимся к историческим деталям. Кто развязал холокост и кто его
закончил? Кто среди антигитлеровской коалиции заплатил за это самую
дорогую цену - человеческими жизнями? Здесь есть некое лукавство, когда
люди сравнивают Гитлера и Сталина. Подождите! Мы говорим не об
исторических личностях, а о роли Красной Армии во Второй мировой войне.
Моя позиция - Россия заплатила за ликвидацию цивилизационной катастрофы
самую дорогую цену. Это моя позиция, которая соответствует позиции 42
еврейских общин, входящих в Европейский еврейский конгресс. Мы имеем
мандат говорить это и от имени тех, кто погиб в холокосте, и этот мандат
никто не отзовет.
«БОРОТЬСЯ НУЖНО НЕ С НАРОДАМИ, А С
ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ И РЕЖИМАМИ»
- Наша газета много лет
борется с возрождением нацизма в прибалтийских республиках бывшего СССР.
Мы были инициаторами так называемой антишпротной акции после очередного
суда над ветеранами в Латвии. Думаю, вы прекрасно знаете, как там
относятся к нашим ветеранам. При поддержке наших читателей мы смогли
«уронить» экспорт латвийских шпрот в России. И латвийские бизнесмены в
открытом письме к правительству потребовали пересмотреть отношения с
Россией! То есть бороться с этим явлением - реально. Но почему-то мы
никогда не слышали голоса разных весьма влиятельных еврейских
организаций, осуждающих такое мягкое и доброжелательное отношение
правительств прибалтийских государств к Третьему рейху. Буквально на
днях, например, отличились высокопоставленные эстонские чиновники,
которые в эсэсовской и вермахтовской форме отмечали какие-то свои
фашистские праздники. И в ответ - тишина. Почему?
- Главными
ревизионистами, конечно, являются эстонцы, потом идут латыши, а потом
литовцы. Это общее явление для прибалтийских стран, и у нас есть свой
счет к ним. И мы их категорически осуждаем. И мы знаем, что в братской
могиле в Таллине, где стоял Бронзовый Солдат, были и еврейские девушки.
Но я не уверен, что экономический бойкот - правильное решение для стран,
с которыми мы в конечном счете хотим наладить отношения, привить им
наши нравственные нормы.
- А какие еще рычаги есть? Я, например,
не знаю других методов...
- Политические. Хотя между Европой
и прибалтийскими странами никаких проблем в отношениях нет. Но вы не
забывайте, какое количество русских работают и живут в этих странах. В
октябре я был в одной из наших общин в Эстонии. Это была полностью
русскоязычная община, и меня поразило, в какой жесткой оппозиции эти
люди находятся к действующим эстонским властям. И они открыто это
высказывали. Внутри своей общины. Они попросили меня: «Нельзя ли как-то
посодействовать, чтобы нас открыто не душили экономически?» То же самое и
в Латвии. Вы посмотрите, кто работает в этих так называемых транзитных
индустриях! Это русскоговорящая часть населения. Здесь есть особенность
некоторая. При идеологической непримиримости все-таки нужно сохранять
хотя бы канал для сближения. Назовите это грубо - торгом.
- То
есть сделать ничего невозможно?
- Я просто видел своими
глазами людей, по которым ударит экономический бойкот, если он начнется.
И потом, бороться нужно не с народами, а с правительствами и режимами.
Среди всех народов были и праведники, и коллаборационисты. Я расскажу
вам одну важную историю, она случилась здесь, в Кракове. Все знают
режиссера Романа Поланского, который для памяти холокоста сделал очень
много. Пять лет назад я, как человек верующий, решил пойти в Шаббат
помолиться. И я пошел в район Казимерж, вы тоже можете сходить туда,
насладиться архитектурой... Там есть все исторические атрибуты еврейской
жизни, нет только людей. Они все погибли в лагерях, а когда-то в этом
районе жил миллион евреев. Там осталась одна работающая синагога,
которая с трудом набирает десять человек - миньян, чтобы состоялась
молитва. И то набирался миньян только за счет таких, как я, - туристов.
После молитвы я поговорил с председателем общины, спросил его: почему
так мало людей? Разговорились, и председатель общины говорит, мол, у нас
есть человек - последний из «списка Шиндлера», он у нас сторожем
работает. Хотите с ним поговорить? Я стал расспрашивать сторожа о тех
событиях, о жизни в гетто, и этот человек мне сказал: «А меня ведь уже
повесили!» Повесил его полицай гетто, там была своя полиция. И полицай
был, между прочим, еврейской национальности! Но проходившему мимо немцу
это страшно не понравилось, и он сказал: «Какое ты имеешь право вешать
еврея без моего разрешения? Снять!» Этот полицай был отцом Поланского.
Зачем я рассказал эту историю? Нельзя никого огульно и коллективно
обвинять. Важны детали.