Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Говорят, что революции почти всегда пожирают своих детей. Очевидно, это
также верно в отношении «цветных революций» – сначала в Грузии, а сейчас
на Украине, где президент Виктор Ющенко, герой «Оранжевой революции»
2004 года, провалился в первом раунде президентских выборов несколько
недель назад, набрав менее 6% голосов.
Тем самым, расцвет свободы
в Украине уже деградировал в очень заметный застой развития вследствие
сочетания некомпетентности и коррупции, которые настоятельно требовали
перемен. Вне зависимости от того, кто из оставшихся кандидатов победит
на предстоящем итоговом голосовании – нынешний премьер-министр Юлия
Тимошенко или Виктор Янукович – Оранжевая революция завершится.
Таким
образом, стоит оглянуться в прошлое на надежды, которые были связаны с
теми замечательными днями и ночами ожиданий на площади Майдан в центре
Киева, а также с победой на выборах Ющенко. Это была победа демократии и
независимости над подделкой результатов голосования и неприкрытой силой
власти.
Однако то, что произошло зимой 2004/2005 годов, касалось
не только демократического права украинцев на самоопределение и их
национальной независимости, но также будущего европейского порядка по
мере его появления после окончания холодной войны. Тогда Европа сразу
оценила угрозу и приняла эффективные меры. Выборы пришлось провести
повторно, и демократия победила.
Было ли все это в ретроспективе
напрасно? Ни в коем случае! Несмотря на то, что Украина переживает
огромные экономические и социальные трудности, не стоит забывать о том,
что до сегодняшнего дня ее удалось уберечь от судьбы «управляемой»
демократии по российскому образцу.
Независимые СМИ и свобода речи
не были ограничены в Украине, и выборы после 2004 года признавались
свободными и справедливыми, как международными обозревателями, так и
самими участниками. Однако все это нельзя принимать само собой
разумеющимся в Восточной Европе.
Кроме того, вне зависимости от
того, кто победит в конечном туре выборов президента, страхи
относительно независимости Украины, в отличие от 2004/2005 годов, уже не
будут вызывать беспокойство. Это также является шагом вперед, который
не стоит недооценивать.
Европа, разочарованная инертностью и
коррупцией Украины, отвернулась от нее – позиция, которая могла стать
серьезной стратегической ошибкой. Украина является одним из краеугольных
камней, на которых держится европейский порядок после холодной войны.
Европа и Россия встречаются в Украине, и ее судьба не только будет
решающим фактором в определении европейской безопасности, но также
сыграет значительную роль в будущих отношениях Европы и России.
При
независимой, демократической Украине отношения между Европой и Россией
будут иметь совершенно отличный и намного более позитивный характер, чем
если бы ее роль фундаментально изменилась и история пошла бы в обратном
направлении. Таким образом, будущее этой большой страны имеет большое
значение для Европы; следовательно, в своих собственных интересах Европа
не может себе позволить эмоционально разочарованную реакцию.
Скорее,
необходимость есть в обратном: масштабные экономические и политические
инвестиции, а также более близкое сотрудничество. Отношения с Украиной
потребуют спокойствия и настойчивости, однако на кону находится слишком
много, чтобы пойти по другому пути.
Это означает, что при
рассмотрении «новой восточной политики» Европейский Союз, прежде всего,
должен сконцентрироваться на Украине. Восточные страны-члены ЕС, в
особенности, не должны терять интереса в будущем Украины, в противном
случае, Союз в целом также может вскоре потерять интерес.
В
данном случае Германия и Польша будут играть ключевую роль, поскольку
обе страны входят в шестерку самых больших стран-членов ЕС, а также
имеют необходимое стратегическое понимание важности Украины для Европы. В
отличие от этого, интересы Франции, Соединенного Королевства, Италии и
Испании не работают в этом направлении. Это стало еще одним уроком 2004
года. Только если Германия и Польша вместе с менее крупными восточными
странами-членами поддержат такую «восточную» и соседскую политику в
отношении Украины, политика ЕС в цело сможет получить необходимое
влияние и устойчивость.
Следовательно, способность Европы
эффективно преследовать свои собственные интересы в Восточной Европе
будет зависеть от координации между правительствами в Берлине и Варшаве,
а также между ними и ЕС в Брюсселе и другими странами-членами. Германия
и Польша также совместно должны удостовериться, что интересы Европы в
независимой и демократической Украине не направлены против кого бы то ни
было — не только в Киеве, но также и в Москве.
Новый министр
иностранных дел Германии говорил о попытке восстановить старый
«Веймарский треугольник» из Франции, Германии и Польши. Этого не
произойдет, прежде всего, ввиду того, что Франция проявляет к этому
незначительный интерес. Однако сотрудничество с Украиной должно в
конечном итоге привести к созданию гораздо более значимого треугольника
между Германией, Польшей и Россией, который может придать новый стимул
восточной политике Европы.
|