Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
«Аватар»
Джеймса Кэмерона взорвал не только кошельки, но и сознание миллионов
людей по всему миру, побив абсолютный рекорд в кассовых сборах. 2
миллиарда долларов прибыли, миллионы фанатов, готовых смотреть этот
фильм до исступления, восторженные отклики рецензентов, зависть коллег
по кино-цеху – все это про одну и ту же картину. Но будучи голливудской
кино-эпопеей, «Аватар» не так прост, как представляется очарованному
зрителю или восторженному критику.
Старые цели
Вне всякого сомнения, с помощью продукции Голливуда элиты США пытаются
изжить комплекс своей нации за прошлые преступления – истребление
индейцев, позорный период рабовладения, уничтожение Хиросимы и Нагасаки,
войны, развязанные по всему миру, – Вьетнаме, Афганистане, Сомали,
Ираке и т. д.
В «Аватаре» Джеймса Кэмерона все это есть – и прямые аналогии с
истреблением индейской расы, и с уничтожением напалмом вьетнамских
деревень, и с геноцидом целой цивилизации и культуры в исламском мире.
Но в голливудских фильмах, где злодеи угнетают аборигенов, всегда
находится добрый американец, который становится на сторону угнетаемых и
побеждает в итоге всех злодеев и агрессоров.
Этим простым приемом американское кино позволяет среднему зрителю
прожить историю своей нации набело, то есть встать на защиту индейцев,
вьетнамцев и иракцев, победить с ними угнетателей и ощутить себя
спасителем мира. Но только ощутить, и только в кино. А в реальности в
это время, пока обычный гражданин лечит свои комплексы в кинотеатре,
американское оружие продолжает множить по всему миру новые ираки, сомали
и вьетнамы.
Другой задачей голливудской машины является то, что оно постепенно
готовит сознание американцев и жителей других стран к тому, какое
будущее им уготовано. Это будущее соответствует формуле «High tech. Low
life» - «высокие технологии – низкий уровень жизни». Это будущее, в
котором высокое технологическое развитие общества соседствует с глубоким
социальным расслоением, нищетой и бесправием.
Целая армия голливудских сценаристов, режиссеров и продюсеров работает
над тем, чтобы заполнить экраны фильмами о том, как в недалеком будущем
вся мощь новых технологий используется государством, мега-корпорациями
или синтетическими государства-корпорациями для подавления человеческой
свободы. Именно об этом такие фильмы, как «Бегущий по лезвию»,
«Газонокосильщик», «Матрица», «Бегущий человек», «Терминатор» и т. д.
Все это есть и в новом шедевре Джеймса Кэмерона. Но наша статья не
столько об этом. После каждого очередного голливудского блокбастера уже
стало традицией писать разоблачительные статьи о том, что и этот фильм
является очередной попыткой промывки мозгов и зомбирования сознания
человека сатанинскими и масонскими символами. Не ударяясь в эту
крайность, постараемся провести анализ хотя бы лежащих на поверхности и
очевидных фактов.
Цифры и сюжет
Несомненно, Голливуд в своей неуемной фантазии и раздвижении границ
человеческого воображения в очередной раз удивил весь мир.
Научно-фантастический блокбастер «Аватар» с бюджетом, превышающим $400
млн., уже называют феноменально успешным в коммерческом отношении
фильмом.
Специально для показа этого фильма по всему миру были открыты новые
3D-кинотеатры с трехмерными проекторами, позволяющими зрителю
воспринимать не плоскую картинку, а объемную, и создающими у него эффект
непосредственного присутствия в событиях фильма. В России фильм
одновременно вышел в прокат на рекордном количестве экранов - 1350.
Сюжет данной картины прост. Плохие земляне в лице хищного дельца и
жестокого полковника пытаются завоевать планету Пандора, населенную
синими гуманоидами с кошачьими лицами - Нави. Для реализации их
коварного плана в среду гуманоидов внедряются аватары – искусственно
созданные тела, ничем не отличающиеся по внешнему виду от самих этих
синих гуманоидов.
Эти аватары были созданы землянами при помощи генной инженерии по образу
и подобию этих синих гуманоидов. Аватары могут дистанционно мысленно
управляться человеком, под генный набор которого он создан. Главный
герой фильма Джейк Салли настолько вживается в свой аватар и настолько
влюбляется в завораживающий мир Пандоры, что предает своих товарищей
землян, переходит на сторону гуманоидов и в теле своего аватара
возглавляет освободительную войну гуманоидов против землян.
Все это действо не только сдобрено дежурными голливудскими элементами
вроде красавицы-спутницы, любовной истории, но и разворачивается на фоне
невероятно красиво проработанного, притягательного и завораживающего
мира планеты Пандора. Буйная фантазия Джеймса Кэмерона заселила этот мир
самыми удивительными животными, растениями и всепланетным разумом –
«Великим деревом Эйва».
|
Технологии
Успех фильма «Аватар» во много связан не с его оригинальным сценарием,
или с мифологией, положенной в его основу, а со спецэффектами и новыми
технологиями съемок, которые впервые в истории кинематографа применил
Кэмерон. Несмотря на то, что фильм снимался практически в пустом
павильоне, а весь фантастический мир был прорисован на компьютере,
Джеймсу Кэмерону удалось создать мир невероятной притягательности.
Как пишет портал
«Лента.Ru», «Кэмерону
в очередной раз удалось то, на что способен только он - раздвинуть
границы привычного зрителям кинематографа». Созданный им мир по глубине и
уровню детализации превосходит не только лучшие образцы фантастического
жанра, но и специализированные программы телеканала «Discovery».
Представители флоры и фауны Пандоры описаны столь детально, что к концу
первого часа зритель получает полное представление о пищевых цепочках
планеты и совершенно теряет ощущение, что все это экранное буйство жизни
- выдумка.
Специалисты же сравнивают прорыв, совершенный фильмом Кэмерона, с
началом эры звукового кино. Режиссер применил целый комплекс новейших
технологий кинопроизводства, что позволило почти идеально совместить
компьютерную анимацию с игрой живых актеров и достичь высокой степени
правдоподобия в создании целого мира.
Флюоресцирующий в ночи растительный и животный мир Пандоры,
действительно, завораживает. Ну, и конечно, сами разумные обитатели
планеты - раса Нави. В одном из интервью Кэмерон как-то сказал, что
«хочет сделать своих гуманоидов не похожими на людей, но такими, в
которых любой Homo Sapiens может влюбиться». Стоит признать, что с этой
задачей он справился.
Как отмечают критики, главная героиня «Аватара» Нейтири, несмотря на
свой трехметровый рост и синюшность, является воплощением самых
распространенных современных эротических грез. Не исключение и
мужчины-нави, образы которых созданы путем смешения антропологических
особенностей решительно всех индейских народностей Нового Света с
кошачьими чертами их лиц.
|
Аватаро-мания
Изобретенные Кэмероном технологии съемки, позволили ему создать фильм в
таком техническом исполнении, что весь мир буквально как завороженный и
потерявший всякий рассудок, ослеплен зрелищем на экране. «Аватар»
продолжает удивлять и поражать зрителей всего мира. Все громче раздаются
голоса, что он станет уникальным явлением в мировом кино.
Причем, фильм демонстрируется как в традиционном варианте, так и в 3D,
что создает максимальные условия для воздействия на психику и
подсознание людей. Человек не со стороны наблюдает за происходящим, а
находится вместе с народом Нави, внутри его мира.
«Аватар» стирает границы между фантастикой и реальностью. Такие отзывы
оставляют поклонники фильма на многочисленных Интернет-форумах. Фанаты
воспринимают увиденное не как художественный фильм, а как реализованные
на экране собственные тайные грезы о «земном рае». Далекая планета
Пандора, населенная миролюбивыми и «симпатичными» гуманоидами, стала
недосягаемым идеалом для миллионов фанатов фильма по всему миру.
Вот типичная картина, как для российских городов, так и для всего мира:
«С начала проката ставропольские кинотеатры буквально трещат по швам от
небывалого наплыва посетителей. Все зимнее каникулы горожане
выстраивались в огромные очереди-змейки, чтобы добраться до удобного
кресла и попасть в фантастический мир «Аватара».
Если в первый день показа фильма билеты можно было купить
непосредственно перед показом, то уже в последующие сеансы заветные
билеты приходилось покупать задолго до показа. Кстати, с первых дней
проката кинозалы были забиты полностью, даже несмотря на то, что
стоимость билета на «Аватар» выше, чем на другие фильмы.
Многие жители краевого центра посмотрели фильм по пять раз. - Я и сама
собираюсь в ближайшие выходные еще раз сходить на этот фильм, - говорит
ставропольчанка Наталья».
Практически во всех опубликованных интервью директоров кинотеатров,
звучат одни и те же слова: «Многие ходят на «Аватар» по нескольку раз.
Фильм, безусловно, хитовый - от зрителей я не слышал о нем ни одного
плохого отзыва. Он очень красивый, яркий, красочный. Качественная
съемка, звук. Энергичный, динамичный сюжет, он интересен и детям, и
взрослым. Вообще «Аватар!» - сильный фильм. Многие ходят на него по
несколько раз, что в наше время редкость. Я бы назвал его одним из
лучших фильмов последнего времени».
|
От экрана до инсульта
Люди настолько теряют чувство реальности в своем обожании мира
«Аватара», что реальный мир им после просмотра фильма уже кажется серым и
никчемным. После просмотра картины, ее поклонники засыпали
Интернет-форумы сообщениями, в которых заявляют о депрессии и даже о
намерении расстаться с жизнью, объясняя это тем, что никогда не смогут
посетить показанный в фильме мир планеты Пандора.
Североамериканский сайт «Avatar Forums» получил около тысячи сообщений в
раздел «Как справиться с депрессией, вызванной мечтой о неосязаемой
Пандоре». Пользователь другого портала «Naviblue» Майк написал, что
после просмотра нашумевшего фэнтези он хотел покончить с собой. «С тех
пор, как я посмотрел «Аватар», я впал в депрессию. Наблюдая мир Пандоры и
его жителей Нави, я захотел быть одним из них. Я не мог перестать
думать о событиях, произошедших в фильме. Я подумал, если я совершу
самоубийство, я попаду в мир, похожий на Пандору», - поделился он.
Кроме того, некоторые зрители жалуются, что во время просмотра «Аватара»
испытывают и физический дискомфорт. Недели две назад стало известно,
что более трех миллионов британцев пожаловались на головокружение и
мигрень во время 3D-сеанса «Аватар».
Как сообщает канал «Вести», на минувшей неделе после просмотра фильма
скончался житель Тайваня. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг от
долгого зрительного напряжения. Погибший и так страдал от высокого
артериального давления, а сильное напряжение глаз при просмотре
трехчасового стереоскопического фильма с буйством красок и событий
спровоцировало инсульт, заключили медики.
|
Аватары Индуизма
Здесь мы не будем пускаться в дежурные размышления относительно того,
что этот фильм является пропагандой язычества новой версии. Лишь
приведем некоторые интересные факты, относительно происхождения самого
слова «аватар». Опытные пользователи компьютеров и завсегдатаи
всевозможных чатов и форумов привыкли использовать это слово для
обозначения маленькой картинки, которую они размещают для обозначения
собственного аккаунта или профиля.
Однако все мы применительно к компьютерному миру привыкли использовать
это слово с ударением на второй слог «авáтар». А в фильме Джеймса
Кэмерона это же слово используется с ударением на третий слог «аватáр». И
это не просто особенности произношения этого слова на английском языке.
В таком виде, с ударением на третий слог слово «аватáр» является одним
из ключевых понятий Индуизма. Авата́ра или авата́р (с санскрита
«нисхождение», «воплощение») – термин в философии Индуизма, обычно
используемый для обозначения нисхождения индуистского «бога» из
духовного мира в более низкие сферы бытия.
Аватар – в индуистской мифологии воплощение божества в облике земного
существа для спасения погрязших в грехе людей, восстановления
божественного закона и справедливости (Мифологический словарь).
Аватары играют центральную роль в традиции Вайшнавизма — преобладающем
направлении Индуизма. Чаще всего термин «аватар» ассоциируется с Вишну –
верховным «богом» в вайшнавской традиции Индуизма и его десятью
основными аватарами, наиболее популярными из которых являются Кришна и
Рама.
В различных направлениях Индуизма Вишну поклоняются либо
непосредственно, либо через посредство его аватар, таких как Рама и
Кришна. Аватары «бога» в Индуизме являются ипостасями «бога», которые
нисходят в материальный мир, сохраняя свою всецело духовную природу. В
«Бхагавата-пуране» содержится описание 22 основных аватар Вишну и
утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество.
Примечательно, что на большинстве изображений и Вишну, а также его
аватары, в которые он «нисходит», или в которых он «воплощается» -
Кришна, Рама и т. д., традиционно изображаются существами синего цвета.
Джеймс Кэмерон, видимо, не зря выбрал и название для своего фильма, и
синий цвет гуманоидов Пандоры, а также тех аватаров, в которые вселяются
земляне для проникновения или «нисхождения» в среду этих гуманоидов.
|
Угроза нового ширка
Но в случае «Аватара» страшны не сами мифологические параллели его
сюжета с религией Индуизма. Речь не идет о том, что после просмотра
«Аватара» миллионы его фанатов бросятся в язычество. А о том, что
«Аватар» создает новую мифологию, которая приведет к появлению целой
армии фанатов, превращающих эту мифологию для себя в новую религию.
Предшественники «Аватара», где зрителю подается не просто
привлекательный персонаж, но целые новые мифологии и миры, такие как
фильмы «Властелин колец», «Матрица», «Гарри Поттер», «Терминатор»,
«Звездные войны» уже прошли этот путь. Эти фильмы и их мифология
настолько захватывают человеческое сознание, что некоторые люди начинают
жить в созданных ими вымышленных мирах.
Так, после серии фильмов цикла «Властелин колец» на Западе появилось
мощное движение толкинистов - поклонников книг Джона Толкина,
придумавшего эти вымышленные миры хоббитов, орков, гномов и прочей
сказочной нечисти. Большинство толкинистов играют в описанные у
Профессора (как часто именуют Толкина) события в ролевых играх, называют
себя именами персонажей Толкина или придумывают себе имена,
руководствуясь языками из мира Толкина (Средиземья).
Они называют себя представителями различных рас, описанных у Толкина,
людьми, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, эльфами и т. д.
Фанаты дополняют это визуальной эстетикой путем нанесения
соответствующего макияжа, изготовлением характерной одежды и макетов
оружия. Некоторые толкинисты изучают языки эльфов (Синдарин или Квенья),
людей (Адунаик) и орков, придуманные Толкином.
Однако со временем подобные игры переходят опасную черту между
увлечением и впаданием в откровенный ширк и куфр. К примеру, уже не
первый год британские, австралийские и новозеландские фанаты цикла
«Звездные войны» пытаются добиться признания сообщества последователей
персонажей из этого фильма – рыцарей джедаев - официальной религией.
К примеру, еще в 2006 году СМИ сообщали, что Умада и Уайюн, двое
«рыцарей джедаев», также известных под именами Джон Уилкинсон и Шарлотт
Лоу, объявили о начале кампании, направленной на признание ООН «Силы», в
которую они верят, официальной религией. Как сообщает «Sky News»,
проживающие в Великобритании «рыцари» напоминают, что только в стране их
пребывания около 400 тысяч человек во время переписи населения 2001
года указали в графе вероисповедания «джедай». Таким образом, количество
британских джедаев превышает число их сограждан-буддистов, иудеев и
сикхов.
У инициативы британских борцов за признание джедаев уже появились
сторонники по всему миру. Согласно официальным данным, в Австралии
проживает около 70 тысяч джедаев, в Новой Зеландии - 53 тысячи, в Канаде
- 20 тысяч. В сети уже существует ресурс Церкви джедаев со своими
обрядами бракосочетания и поклонения.
Вне всякого сомнения, что по прошествии некоторого времени мы станем
свидетелями появления новой религии, в основу которой будут положены
мифология и персонажи «Аватара», а верховным божеством станет «Великая
Матерь Эйва».
|
Кое-что о Даджале
Можно было бы продолжить статью сравнением технологий, которыми сегодня
овладевает Голливуд с тем, что рассказано в хадисах о приходе Даджала
(Антихриста). На самом деле, в искусстве создания виртуальной
реальности, американская киноиндустрия, превзошла все мыслимые пределы.
Но зло кроется не в самих технологиях создания невероятно
привлекательной, но ненастоящей, реальности, а в том, какие цели все это
преследует. Ситуация сегодня такова, что все технологии, которые
разрабатывает Голливуд для коммерческих целей, на следующий же день
перенимает американская армия.
К примеру, в ночь последних президентских выборов в США гости студии на
канале «CNN» предстали перед страной в голографическом облике. В
частности, знаменитый на весь мир исполнитель WILL.I.AM выглядел так,
будто в студии действительно был не он, а его голограмма, причем ведущий
Андерсон Купер брал у него интервью в режиме реального времени.
Человека, проецируемого в студию «CNN», одновременно снимали 35 камер
высокого разрешения. Камеры совместным потоком передавали сложную
картинку в студию, будучи, в свою очередь, синхронизированными со
студийными камерами, чтобы не произошло никаких накладок. Кроме того,
для большей надежности применялось и инфракрасное сканирование.
И после всего этого общую картинку в режиме реального времени
обрабатывали сразу 12 компьютеров. Результатом стало самое настоящее
интервью у человека, находящемуся далеко за пределами студии, причем
облик человека передавался в полноцветном трехмерном образе. Беседа была
такой же простой, как обычный разговор тет-а-тет. Видеоролик с интервью
WILL.I.AM можно посмотреть по
этому адресу.
И это не простая забава. Сегодня технологии позволяют создавать
голографические изображения в военных целях. К примеру, создавать
близкие к реальности изображения перед огромной толпой на открытых
пространствах, проецировать изображения на облака с поверхности земли
или с космической платформы. Такие изображения будут при определенных
условиях видны с земли на территории радиусом в 100-150 километров.
Голографические изображения способны оказывать серьезное влияние на
психическое состояние людей, особенно в экстремальных или боевых
условиях. Сегодня в мире разрабатываются проекты создания на облаках
голографических изображений шахидов, которые «с небес» будут советовать
своим единоверцам не сопротивляться действиям, к примеру, оккупационных
войск или собственного диктатора, покориться проводимой ими политике.
По имеющимся фактам можно предположить, что испытания подобных устройств
уже проводятся. Так, в зарубежных средствах массовой информации
отмечалось, что 1 февраля 1993 г. во время небольшой песчаной бури на
расстоянии около 15 км к западу от Могадишо (Сомали) солдаты морской
пехоты США заметили над поверхностью Земли необычное явление.
В облаке песка и пыли, вращающемся в небе, начало формироваться
изображение человеческого лица размером около 150 метров. Спустя
несколько минут они поняли, что это не просто человеческое лицо, а лик
Иисуса Христа, аналогичный изображениям на религиозных картинах и в
скульптурах. Испытав сильнейшее психологическое потрясение, американские
солдаты плакали и в молитве опускались на колени.
Один из солдат, видевший это лицо и даже сфотографировавший его, сказал:
«Я далеко не самый верующий в мире, но я узнал Иисуса Христа, когда
увидел его. И когда вы видите Иисуса Христа, невозможно разговаривать
или думать. Вы только опускаетесь на колени, молитесь и начинаете
плакать». Песчаная буря продолжалась не более пяти минут.
«Лик Христа», который, по сообщению сомалийских газет, видели тысячи
очевидцев, исчез вместе с ветром.
По мнению скептиков, возникшее в небе изображение Христа было всего лишь
обычным миражом, вызванным сильной бурей. Религиозные деятели,
естественно, стали трактовать этот случай как знак Бога, обращенный к
каждому жителю планеты, как «наставление нам от Господа о необходимости
оказания помощи друг другу вместо убийств и насилия».
|
Но специалисты считают, что данное изображение было всего лишь
голографическим рисунком, созданным в испытательных целях подразделением
психологической войны американского миротворческого контингента в
Сомали. На такую мысль наводит и тот факт, что американским
военнослужащим было запрещено обсуждать происшедшее с прессой. Исходя из
реакции «подопытных кроликов», можно сделать вывод об успехе испытания и
больших возможностях нового вида психологического воздействия.
Косвенным подтверждением возможности создания подобных изображений
являются другие сообщения зарубежной и отечественной прессы, согласно
которым голографические изображения начинают все шире использовать в
рекламных и развлекательных целях.
Так, известны попытки применения лазерной рекламы на облаках в Москве в
ходе предвыборных кампаний весной 1991 г. и осенью 1993 г. В день памяти
Владимира Высоцкого над Ваганьковским кладбищем на облаках было создано
изображение гитары. В день «Святой Троицы» над Краснопресненским парком
в Москве в 1998 г. создавалось изображение Девы Марии.
Вызов?
Человечество стремительно погружается в ирреальную реальность. Находясь
физически в реальном мире, сознание людей все чаще оказывается в особых
виртуальных средах, которые моделируются, в том числе посредством СМИ и
кино. «Аватар» и его инновации – это очередной шаг в направлении
ирреализации мира, превращения сознания и души человека в файл
«информационного общества». Но, с другой стороны, если вы твердо стоите
на земле своими ногами, если разумом опираетесь на фундаментальные
истины и опыт, если в душе вера, то «Аватар» и что бы еще не сняли
подобное или превосходящее его – для вас так и останутся просто
очередным талантливо сделанным кино-продуктом.
|