Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
«Вы
до сих пор думаете, что планер и вертолет — плод ума Леонардо да
Винчи?», - спрашивает читателя журнал «Мир фантастики». «Или вы до сих
пор думаете, что ракету изобрел Циолковский?» - добавим мы. «Напрасно, -
отвечает издание «Мир фантастики», - Арабы начали делать первые шаги в
авиации еще тогда, когда многие европейцы поклонялись языческим богам».
«Неужели мусульмане и в этом опередили европейцев?!», - удивитесь вы.
Ниже – только исторические факты, известные узкому кругу специалистов…
Исламская авиация
Итак, жил в IX веке в мусульманской Испании – Андалусии ученый и
изобретатель по имени Аббас ибн Фирнас (810—887). Это был бербер,
родившийся в Испании. Как и большинство других исламских ученых, он не
ограничивал себя одной отраслью знаний. Сперва Аббас изучал математику и
музыку, считавшуюся разделом математики, сконструировал для музыкальных
нужд метроном, изготавливал стекло из песка.
После этого Испания перестала покупать стекло в Египте и стала делать
его сама. Он даже удивлял народ механической комнатой «виртуальной
реальности», где на потолке сияли звезды, плыли облака, гремел гром и
сверкала молния. Но в мировую историю он вошел не этими достижениями.
В Кордовском халифате зарегистрировано несколько попыток полета Ибн
Фарнаса. В 852 он сделал крылья из ткани, натянутой на деревянные
распорки. С этим похожим на зонтик аппаратом Аббас спрыгнул с минарета
Великой мечети в Кордове — в то время как он не смог лететь, его аппарат
замедлил падение, и он упал, получив незначительные травмы. Его
устройство, как полагают, явилось прообразом современного парашюта.
К тому времени в городе, именовавшемся «украшением мира», проживало
полмиллиона человек, большинство из которых были грамотными. Ведь к
услугам населения в городе было 70 библиотек. Жители не были особенно
впечатлены этим фокусом, поэтому ученый засел за проект полноценных
крыльев. На их создание ушли долгие годы.
Двадцать пять лет спустя, в возрасте 65 лет, Ибн Фарнас разработал
улучшенный проект, который включал первые поверхности управления
полетом. Он взял этот каркас с крыльями, который, вероятно, был первым
дельтапланом, и спустился с маленького холма, который назывался Джабаль
ал-´арус, и, управляя им, продержался в воздухе в течение достаточно
долгого времени, по некоторым подсчетам целых десять минут.
Это было первой попыткой управляемого полета, поскольку он мог изменять
его высоту и направление, так как он возвратился туда, откуда начал
путь. После успешного возвращения к отправной точке, он в конечном счете
упал на землю. Позднее ученый сказал, что приземление можно улучшить,
сделав хвостовую часть. За происходящим наблюдала многотысячная толпа.
Подвиг Ибн Фирнаса был повторен лишь полтора века спустя — в Англии,
причем с похожим результатом. Монах Эилмер спрыгнул с крыши аббатства,
пролетел на искусственных крыльях свыше 200 метров и сломал ногу при
приземлении.
И только спустя пять столетий после Ибн Фирнаса Леонардо да Винчи
нарисовал чертеж дельтаплана, в котором внутренние части крыльев были
зафиксированы, а некоторые поверхности управления смещены к концам
(также как при планировании у птиц). В то время как его проекты
существуют в чертежах и считаются пригодными к полету в принципе, он сам
непосредственно никогда не летал на своих аппаратах.
По его чертежам, и из материалов, доступных в то время, в конце XX века
был построен аппарат, который мог летать. Однако его схематичный проект
реализовывался с учетом современных знаний об аэродинамических
принципах, и полетел бы построенный самим Леонардо аппарат, неизвестно.
Модель, которую он строил для испытательного полета в 1496 годы, не
летала, а некоторые другие проекты, такие как прообраз вертолета с
четырьмя людьми на борту, имеют серьезные недостатки.
Исламское ракетостроение
Первый контролируемый полет с благополучным приземлением также
осуществили мусульмане. В 1630-х годах изобретатель Ахмет Челеби
Хезарфен спрыгнул с Галатской башни в Стамбуле высотой в 61 метр на
кожаных крыльях и перелетел через Босфор, фактически осуществив первый в
мире полет из Европы в Азию.
В XVII веке турецкий путешественник Эвлия Челеби сообщил, что в
1630—1632 он видел турецкого ученого Хезарфена Ахмеда Челеби, который на
аппарате с крыльями, перелетел Босфор. После прыжка с Галатской башни
он пролетел расстояние около 3 км, приземлившись на другой (азиатской)
стороне Босфора без каких-либо травм.
|
Планирующий полет на расстояние 3 км с высоты в 60 метров потребовал бы
использование современного планера и хорошие навыки и практику
управления им. Но известно, что Челеби начал заниматься своим аппаратом
задолго до своего полета.
Исламскому миру также принадлежит первенство в полете человека на
корабле с реактивным двигателем. Это произошло в 1633 году. К
празднованию дня рождения дочери султана Мурада IV брат Хезарфена,
изобретатель Лагари Хасан Челеби построил пассажирскую ракету —
конический снаряд с пороховыми камерами и клетью для пилота.
Это был первый известный пример полета пилотируемой ракеты и аппарата с
искусственным двигателем. При большом стечении народа Лагари оседлал это
устройство, поджег фитиль и с грохотом взмыл в небо. Полет
предположительно длился около 20 секунд. Топливо закончилось на высоте
300 метров.
Зрители ожидали, что безумец Челеби рухнет вниз и разобьется насмерть,
но тот внезапно раскрыл крылья, прикрепленные к телу, и спланировал в
воды Босфора. Данная технология приземления на поверхность моря очень
сильно напоминает приземление на поверхность воды с помощью парашютов,
практикуемое американскими астронавтами после их возвращения из космоса.
Султан наградил ученого мешком золота и высокой военной должностью,
сделав его главным дворцовым изобретателем. Позже изобретатель и инженер
Лагари Хасан Челеби переселился в Крым к хану Селамет-Гирею. С периодом
его проживания на полуострове совпало начало российских исследований в
области ракетных технологий.
К примеру, известно по историческим хроникам, что ракеты уже применялись
запорожскими казаками, начиная с XVI-XVII вв. Казимир Семенович
(1600-1651) — белорусский инженер и теоретик артиллерии изобретает
многоступенчатую ракету.
|
Таким образом, есть все основания заявлять, что турецкий инженер Лагари
Хасан Челеби и его ученики оказали существенное влияние на развитие
русских ракетных технологий. И только спустя много столетий на основе
знаний и изобретений исламских ученых в России выросли такие имена, как
Цандер, Циолковский, Королев и Гагарин…
|