Вселенский патриарх православной церкви Варфоломей недавно сказал на
американском телевидении, что чувствует себя в Турции «распятым», что
огорчило многих турков. К сожалению, его святейшество прав. Однако,
жалуется он не на ислам, а на светскую Турецкую Республику.
В 1971 г. турецкое государство закрыло
Халкийскую духовную семинарию (на острове Халки) - единственное
учреждение, готовящее православных священников. Даже титул патриарха
«вселенский» высмеивается некоторыми турецкими чиновниками и их
националистическими сторонниками. В международных отчётах о свободе
вероисповедания ежегодно с озабоченностью упоминается о данном давлении
на патриархат, что абсолютно верно. Но в чём причина данной проблемы?
В давние времена всё было гораздо лучше. Первым
турецким правителем, власть которого распространилась на Вселенский
патриархат, был Мехмед II - османский султан. В соответствии с
исламской традицией признания «людей Священного писания» молодой султан
даровал данному учреждению множество привилегий и полномочий - не
меньше тех, которые существовали во времена византийских императоров.
Позже аналогичные права на самоуправление получили также армяне и евреи.
В XIX веке немусульманское население империи также
получило равные с мусульманами права гражданства. Вот почему в составе
османской бюрократии и в османском парламенте раньше было много греков,
армян и евреев - нечто невиданное в республиканской Турции. Халкийская
духовная семинария, которая была открыта в 1844 г., является реликтом
той ушедшей эпохи плюрализма.
А уничтожил Османскую империю национализм. Он
приносил беду народам империи одному за другим, в том числе, в итоге, и
самим туркам. Между турками и остальными народами произошло немало
конфликтов, и колоссальный крах великой империи оставил у всех горький
привкус. Туркам постоянно напоминают о так называемой «измене»
остальных частей империи, в особенности Вселенского патриархата,
который приветствовал греческие армии, когда те вторглись в западную
Анатолию в 1919 г.
Основав в 1923 г. республику, Кемаль Ататюрк
назвал патриархат «логовом предателей». В качестве альтернативы он
продвигал конкурента - Турецкий православный патриархат, ставший
бастионом ультранационалистической идеологии. (Некоторые члены данного
искусственного «патриархата» в настоящее время проходят в качестве
подозреваемых по делу «Эргенекон» - сети подпольных организаций
чиновников и гражданских лиц, обвиняемых в заговоре с целью военного
переворота против сегодняшнего турецкого правительства).
С годами идеи Ататюрка развились в официальную
идеологию под названием «кемализм», которая основывалась на двух
главных столпах: самопровозглашённое светское государство, в котором
запрещено всё, кроме «светского образа жизни», и неистовый национализм,
отрицающий всё, что считается «нетурецким».
Вселенский патриархат, являясь одновременно и
религиозным, и «нетурецким» учреждением, не вписывается ни в одну из
данных двух категорий. Этим объясняется то, почему в течение всего
времени существования республиканского режима, и в особенности во
времена преобладания военных, он подвергался официальному давлению, а
его собственность неоднократно конфисковалась, как было и со всеми
остальными немусульманскими и мусульманскими религиозными учреждениями.
Так что, отчасти, данную проблему объясняет взгляд
в историю. Но можно либо застрять в истории, либо извлечь из неё уроки
и двигаться дальше. К сожалению, в настоящее время турецкие
националисты, как из числа элиты, так и из общества, предпочитают
первый вариант.
Одной из причин репрессий в отношении Вселенского
патриархата является национализм, но другой причиной является второй
столп кемалистской идеологии - светское государство. Турецкие
драконовские законы о «национальном образовании» запрещают любое
религиозное образование, если оно не контролируется государством
строжайшим образом. Подлинный мотив подобной политики заключается в том, что кемалисты питают отвращение к исламу.
А Вселенский патриархат, как заметил один иностранный наблюдатель,
несет лишь «сопутствующие потери». Выразительное проявление этого можно
было недавно увидеть во время дискуссии в прямом эфире на канале CNN
Turk - турецком аналоге международного канала новостей. Депутат
кемалистской Республиканской народной партии (РНП) Мухаррем Онце,
выступавший против повторного открытия Халкийской духовной семинарии,
вдруг вспылил: «А вы знаете, кто больше всех хочет открыть семинарию в
этой стране?», - спросил он громко. - «Исламисты! Они хотят этого,
потому что хотят также открыть исламские школы».
Да, именно такой позиции всё чаще придерживаются
авторитетные турецкие исламские лидеры, стремящиеся к умеренному
сохранению традиции. Они понимают, что свобода вероисповедания должна
быть гарантирована для всех. Им есть на что опереться, а именно, на
плюрализм Османской империи.
Данный подход к немусульманам можно наблюдать в
сегодняшнем правительстве Партии справедливости и развития (ПСР),
находящейся у власти с 2002 г. Хотя оппоненты навесили ей ярлык
«исламистской», ПСР проявляет гораздо больше толерантности, чем её
светские конкуренты, большинство из которых - рьяные националисты. Это
хорошо подмечено в Ежегодном отчёте Комиссии США по свободе
вероисповедания в мире:
«В ноябре 2006 г. турецкий парламент
[возглавляемый ПСР] в качестве части реформ, связанных с возможным
вступлением в ЕС, принял новый закон о Лозаннских фондах для
религиозных меньшинств, облегчивший порядок регистрации фондов и
позволивший создавать данные фонды в Турции нетурецким гражданам.
Однако, затем президент Ахмет Неджет Сезер [ярый кемалист] наложил вето
на данный законопроект. В феврале 2008 г. парламент принял сходный
закон о возвращении собственности, конфискованной у немусульманских
меньшинств. Президент Гюль подписал данный законопроект. Его поддержал
премьер-министр Эрдоган. Но турецкие националисты яростно ему
сопротивлялись на том основании, что данный закон предоставлял слишком
много прав различным меньшинствам».
Сам Вселенский патриарх недавно признал в
интервью, что ПСР проявила добрую волю в данном вопросе. Он также
сказал, что настоящим препятствием, вероятно, является «скрытая
власть», как называют влиятельных кемалистских государственных фигур
Турции, которые считают себя выше любого победившего на выборах
правительства и выше демократических законов.