В декабре 2009 года внимание общественности Киргизии было обращено к
салафитскому течению ислама. Об угрозе данного течения ислама
национальной безопасности впервые заявил директор Государственной
комиссии по делам религий Каныбек Осмоналиев в интервью информагентству
«24.kg». Его выступление вызвало широкий общественный резонанс и
дискуссии, как в религиозном так и в экспертном сообществе. Тема
возможной угрозы распространения салафизма привлекла внимание
телевизионных и печатных СМИ республики. Предлагаем вашему вниманию
обзор материалов основных изданий Киргизии посвященных данному вопросу.
В интервью информагентству «24.kg» глава
госкомиссии по делам религий Каныбек Осмоналиев утверждает, что
современное течение салафитов продвигает идеи нетерпимости к другим
религиям и ведет целенаправленную пропаганду ислама, вкладывая большие
деньги в поддержку нуждающихся мусульман в разных странах. Движение
преследует цель отделения мусульманских регионов от неисламского мира,
а также финансирует вооруженный джихад в различных регионах мира. «В
настоящее время активность исламских групп джихадистского направления
салафитов отмечена в 80 странах мира. Под прикрытием благотворительных
программ они пытаются устранить неисламские правительства, установить
исламское правление мирового масштаба путем создания «Всемирного
исламского халифата». Для начала - в государствах с преимущественно
мусульманским населением, включая страны СНГ», - говорит Каныбек
Осмоналиев.
Глава госкомиссии считает, что внедрение
идей салафизма может грозить Кыргызстану массовым психозом,
сопровождающимся подражанием чуждым для наших граждан арабским
традициям, идеологии и менталитету. И это неминуемо приведет к
столкновению с менталитетом кыргызов и может вызвать раскол
мусульманской общины. Салафиты могут получить рычаги влияния на
религиозную обстановку в стране путем создания протестных настроений
среди разных слоев населения.
Он приводит данные о том, что мощный
рывок в Кыргызстане салафиты сделали в 2002 году. Зарубежные
координаторы движения начали массовое строительство на территории
страны мечетей, которые сегодня являются идеологическими центрами
движения.
При мечетях на территории Чуйской,
Ошской и других областей успешно работают учебные частные дома -
худжры. Под видом центров просвещения созданы религиозные фонды и
учреждения. «Еще 2-3 года назад в ряды салафитов вступали в основном
кыргызстанцы уйгурской и кавказских национальностей, выпускники
саудовских и египетских религиозных учреждений. Сегодня же к ним
присоединяются молодые кыргызы», - говорит Каныбек Осмоналиев.
Он поясняет, что в отличие от других
радикально-экстремистских движений салафиты работают осторожно, особо
не афишируя свои идеи. «Это движение сегодня активно развивается в
Кыргызстане, ведь оно запрещено в сопредельных с нами государствах. К
сожалению, мы не можем обозначить свою позицию в отношении салафитов,
так как они действуют подпольно. По законодательству мы можем
выработать свою позицию в отношении той или иной религиозной
организации только при ее официальной регистрации, - рассказывает
Каныбек Осмоналиев. - Мы также руководствуемся и экспертными
заключениями Духовного управления мусульман Кыргызстана. К сожалению,
сегодня работа по четкому выявлению особенностей салафистских центров,
действующих в нашей стране, у ДУМК не ведется».
Данные об экстремистской деятельности
сторонников салафитского течения приводит газета «МСН» в материале под
названием «Чернокнижники»: «По подозрению в возбуждении религиозной
вражды в Таласской области задержан один из жителей села Уч-Коргон
(Манасский район). Ранее этот кыргызстанец был судим по аналогичной
статье УК КР. Однако, вернувшись из мест не столь отдаленных, от своих
взглядов не отказался. Поэтому как к одному из активистов в его дом и
нагрянули сотрудники УВД Таласской области в ходе рейда "Экстремист". В
итоге у сельчанина было изъято 35 DVD-дисков, 5 листовок и 3 брошюры
религиозно-экстремистского характера, - пишет издание.
Аналогичный арест был проведен и в
Джалал-Абаде после того, как сотрудники 9 отдела Джалал-Абадского
облУВД изъяли в доме у 53-летнего горожанина большое количество
аналогичной литературы. Все агитки направлены на соответствующую
экспертизу, но не потому, что милиционеры малограмотны. Они
разобрались, что в обоих случаях им пришлось иметь дело не с
активистами запрещенной в нашей стране религиозно-экстремистской
организации "Хизб ут-Тахрир", а с приверженцами салафитского учения».
Далее издание также приводит выступление главы госкомиссии по делам религий Каныбека Осмоналиева.
Обсуждение ситуации с возможной угрозой
салафизма продолжилось на страницах газеты «Вечерний Бишкеке». В
интервью изданию Каныбек Осмоналиев рассказывает историю
распространения течения в стране. Также он считает необходимым
проведение активной просветительской работы со стороны официального
духовенства: «Имеет смысл использовать комплекс мер, не исключая и
силовые, - утверждает Каныбек Осмоналиев. - Если возникнет угроза
массового психоза или войны религий, то здесь государство должно четко
обозначить свою позицию. Но, самое главное, должна вестись работа
Совета улемов в соответствии с вызовами времени. Представьте себе, что
из 36 членов совета только 10–15 процентов имеют базовое образование.
Остальные учились фактически на дому. Непонятно, по какому направлению
ислама — пакистанскому, арабскому или турецкому — они движутся, поэтому
о какой профессиональной работе может идти речь в Совете улемов?»
Духовное управление мусульман
Кыргызстана отстает от требований времени и не собирается принимать
адекватные меры, хотя не мешало бы модернизировать работу муфтията.
Складывается впечатление, что ДУМК интересует не духовное состояние
общины, а практические вопросы: организации хаджа, нике
(бракосочетание), молебен на похоронах. Получается, что, не имея
обратной связи с мусульманами, религиозные группы — джамааты —
предоставлены сами себе. Я уважаю нашего муфтия, он хороший человек,
хочу, чтобы он работал долго, но отставать от жизни нельзя, иначе
возникнет неконтролируемый процесс, подчеркнул глава госкомиссии.
«Почему мы должны закрывать глаза на то,
что параллельно муфтияту начали формироваться новые религиозные
структуры? Те же "Даават таблиги джамаат”, выходцы из Пакистана,
которые в некотором роде конкурируют с ДУМК. В то же время есть наша
хорошая местная организация — "Адеп Башаты”. Она не финансируется
зарубежными организациями, а поддерживается отечественными
мусульманами, однако ее представители не входят в состав Совета улемов.
Что касается другого подхода, то остро стоит вопрос о всеобщем
религиозном просвещении населения. Надо обучать народ истории и
культуре мировых религий в общеобразовательных школах. Я не берусь
представить готовый рецепт, но как бывший министр образования убежден,
что проблема решаема. Необходимо вводить предмет "религиоведение” в
10–11 классах по примеру России. Безграмотность в вопросах духовного
воспитания может привести к серьезным необратимым последствиям. А на
этом фоне ползучая экспансия салафитов может принять опасную форму», -
отмечает Осмоналиев.
На страницах «Вечернего Бишкека» своё мнение выразили и эксперты-теологи Орозбек Молдалиев и Кадыр Маликов.
Орозбек Молдалиев, директор
аналитического центра "Религия, политика и безопасность” поделился
собственным опытом посещения местного центра салафитского движения:
«Они исповедуют единобожие, чистый ислам, без примесей. Собираются и по
выходным, когда многие свободны от работы, завлекают не только
молодежь, но и пожилых. К примеру, на празднование Курман айта всем
своим членам раздавали мясо, оказывали благотворительную помощь. Это
движение в процессе становления и к открытой борьбе никого не
призывает. Они открещиваются от ваххабизма, потому что это печально
известное течение везде критикуют. Но ваххабизм развивался на идеях
салафизма. Появились у нас и несколько мечетей салафитского направления.
Официальным священнослужителям нужно
иногда ходить по окрестным мечетям и слушать проповеди, которые там
читаются. Стоит отметить, они работают открыто под носом у муфтията. Да
и в Совете улемов есть сторонники салафизма. Не будут же они бороться
сами с собой, рассказал Орозбек Молдалиев.
Кадыр Маликов, директор независимого
исследовательского центра "Религия, право и политика”, не считает
ситуацию угрожающей: «В политическом плане салафизм угрозы для
Кыргызстана не представляет. Почему? В его идеологии отсутствуют
притязания на власть, изменение структуры государства и его светских
устоев. Но если учитывать тот факт, что для нас является традиционным
ислам ханафитского мазхаба и матуридизма по вероубеждению, то угроза
этой теологической школы может выражаться в виде внутриконфессиональных
конфликтов в среде практикующих мусульман. То есть салафизм как
движение за чистоту ислама представляет опасность целостности самой
общины. Но не более.
Как показывают наши исследования,
подобные конфликты уже заметны в одной из диаспор между старшим
поколением, которое придерживается традиционного ислама, и младшим,
проникшимся идеями салафизма.
По его словам, существует скрытая,
медленно проявляемая угроза в самих идеях салафитов. Они проповедуют
возвращение к первоистокам религии времен пророка, очищение ислама от
различных наслоений наших национальных традиций и обычаев, а также от
более поздних теолого–правовых школ традиционного ислама. Опасность
кроется в их стремлении к прямой трактовке текстов Корана и Сунны и их
прямому применению, без учета накопленного опыта исламской научной
мысли и правовых школ– мазхабов.
Многие салафиты характеризуются
жесткостью и нетерпимостью в исполнении предписаний веры. Они чем–то
похожи на ранних протестантов. В то же время мы против того, чтобы по
отношению к ним применяли карательные методы. Салафитов очень мало. Они
существуют в Бишкеке и на его окраинах, в Токмаке. Нет гарантии, что
могут быть манипуляции в политических целях. Таким образом, можно
расправляться с неугодными оппонентами, навешивая тот или иной ярлык.
Решение проблемы требует более
целенаправленного и более грамотного распространения традиционного
ислама, более серьезной работы государства, ДУМК, просветительских
образовательных организаций. А что мы предлагаем нашим верующим? Ведь и
религиозная сфера на практике — есть рынок идей и предложений. Кто
может объяснить доходчиво, того товар и пройдет.
Мы, продолжает Маликов, подразделяем
салафитов на умеренных и крайних, которые сосредоточены на Северном
Кавказе. До нас агрессивно настроенные пока не дошли, но превентивные
меры принимать надо. А работу в СМИ вести не от случая к случаю, должны
быть долгосрочная политика и план действий.
«В Таджикистане, к примеру, салафитов
причислили к экстремистам и запретили. Но таким образом они не решили
проблемы. Ну сбрили им бороды, а идеология–то осталась...» – заключает
Кадыр Маликов.
Газета «Слово Кыргызстана» опубликовала
статью «Возвращение к чему?», в которой полностью приводиться текст
заявления главы госкомиссии по делам религий К.Осмоналиева. Также в
материале используются цитаты известной толковательницы Корана Валерии
Пороховой о данном течении: «Исповедование салафизма – это отклонение
от коранического ислама. Идеология шейха Мухаммеда Аб-дулл Ваххаба –
возвращение погрязших в соблазнах и разврате на праведный путь –
прекрасная, но стратегия арабов XVIII века – отвратительная и
кровопролитная. Её экспортирование в наши души и наше время наивно. Но
только не там, где слабая цивилизация. «Моисей, - говорит она, - 40 лет
водил народ по пустыне, чтобы изменить менталитет народа-раба, а здесь
хотят за короткий срок создать халифат. Смешно и близоруко».
Отметим, что в основных СМИ Киргизии не представлены мнения официального духовенства и лидеров салафитской общины страны.