Газета
«Наш
Мир» Si vis pacem, para bellum.
Все последствия той
грандиозной ломки сложившихся устоев государства, общества,
мировоззрения и политики 80-90-х годов XX века еще трудно оценить
объективно в полной мере, мы же здесь постараемся рассмотреть довольно
узкий аспект – готовность общества и государства к взаимодействию на
высоте широкомасштабного военного конфликта. Феномен перестройки и
связанные с ним понятия: конец холодной войны, отказ от противостояния
и гонки вооружений, мирное сосуществование, конверсия оборонных
предприятий и перераспределение ресурсов на повышение уровня жизни
граждан в то время вызвали настоящую пацифистскую эйфорию в обществе.
Сейчас многие вещи начинают восприниматься нами совсем по-другому.
Конец холодной войны с геополитической точки зрения представляет собой
смену эпох, основанную на невоенном поражении и распаде СССР, как
крупнейшего субъекта геополитики. В этой связи Потсдамская система
мироустройства стала несостоятельной. Ее инерция себя исчерпала к
началу нового века. ООН превратилась в подчиненный Североатлантическому
блоку политический инструмент. Однополярный мир нестабилен и неизбежно
будет меняться.
Ситуация в России драматическим образом сходна
с ситуацией в Германии 20-х годов прошлого века. Германская империя
признала поражение и сложила оружие в тот момент, когда ни один
вражеский солдат еще не стоял на ее земле. Версальская система в лице
государств-победителей лишила ее части окраинных территорий, основав на
обломках трех погибших империй ряд малых зависимых государств. Часть
немецких земель была оккупирована. Система репараций поставила
экономику страны на грань выживания, а большую часть общества вывела за
черту бедности. Вооруженные силы сокращены до символических величин.
Демократическое правительство Веймарской республики не сумело выстроить
внятную концепцию развития государства, не смогло отождествить свои
интересы с интересами сколь-нибудь значительного слоя общества и не
пользовалось авторитетом ни за рубежом, ни внутри страны, что неизбежно
влекло к росту социальной напряженности.
Отказ от
противостояния и гонки вооружений привел Россию к тому, что кольцо
угроз фактически сомкнулось на ее границах. Государства НАТО, их базы и
учения на постсоветском пространстве стали реальностью. Союзников
практически нет. Мирное сосуществование продлилось недолго. Ближайшие
соседи дистанцируются от России, напряженность растет, открыт счет
войнам между бывшими «государствами СНГ». Конверсия оборонных
предприятий обернулась свертыванием военно-промышленного комплекса,
остаток которого способен на выпуск единичных современных образцов
техники и небольших партий на продажу, но не в состоянии обеспечить
перевооружение ВС России.
Уровни военных вызовов для СССР и
России несопоставимы. СССР представлял собой мировую великую державу и
лидера мощного военного блока, что позволяло удерживать угрозы на
удалении. Кроме того, принцип ядерного сдерживания не оставлял никаких
альтернатив. Удар автоматически вызывал ответный удар. Россия же
находится на порядок в более сложном положении.
Состояние
армии. Рассмотрим состояние Арктического, самого протяженного сектора
российского пограничья в военном плане. Сегодня он не прикрыт, но дело
не только в тысячах километров тундр и льдов.
Кроме Северного
морского пути, представляют ценность планируемые к эксплуатации газо- и
нефтеместорождения арктических морей. Арктика - это потенциальная земля
будущего. В случае ненулевого по вероятности изменения климата Земли,
плохо пригодными к жизни станут как раз некоторые ныне плотно
заселённые умеренные пояса планеты, а "полярная" сейчас Арктика,
напротив, попадёт в категорию пространств, находящихся в умеренном
поясе, в этом случае стратегическая ценность Севморпути возрастет в
разы.
В плане Сухопутных войск и Фронтовой авиации Арктический
регион для России всегда был характерен тем , что "всё сухопутное и
воздушное" концентрировалось по краям нашей громадной полярной зоны -
на самом западе (Кольский полуостров, Карелия, Архангельская область) и
на самом востоке (Чукотка, Камчатка, Сахалин, Курилы).
За
период с окончанием советской эры осуществлено следующее: западная
кромка нашей Арктики стала «полуголой», восточная – «голой совершенно»,
а вот по ту сторону границ военный потенциал был не уменьшен, а
напротив – усилен.
Западная кромка: в 1998 году расформирована
6-я Общевойсковая армия (Петрозаводск), вместе с теми её дивизиями, что
находились в Мурманской области (54-я и 131-я мсд). Лишь от 131-й мсд
сохранили остаток в Печенге, назвав его 200-й отд. Мотострелковой
бригадой. Находящиеся вблизи Западного сектора российской Арктики 26-й
и 30-й гв. Армейские корпуса (Архангельск и Выборг) также в 1990-е годы
прекратили своё существование. Из 10 истребительных авиаполков (тогда
различного подчинения - ВВС и ПВО) ныне остался один (458-й гиап в
Котласе , ликвидированы - 9-й гиап , 72-й гиап , 159-й гиап , 174-й
гиап , 265-й иап , 431-й иап , 518-й иап , 524-й иап , 641-й гиап).
22-й корпус ПВО (также упразднённой 10-й ОА ПВО), как и 4-я дивизия ПВО
на Новой Земле, ныне не существуют.
Восточная кромка: 51-я ОА
на Сахалине давно расформирована , 68-й Армейский корпус
(Южно-Сахалинск) на Сахалине представляет собой одно название, имея в
своём составе фактически всего одну дивизию (33-я мсд в Холмске, не
считая чисто символических, лишь для обозначения присутствия пулапов и
пулабов на Курилах), а от 25-го (экс 16-го) армейского корпуса
(Петропавловск-Камчатский) осталась 40-я отд. Мотострелковая бригада в
Елизово, остаток бывшей 22-й мсд. 99-я мсд в Угольных Копях на Чукотке,
чьи полки были раскиданы от пресловутого Гудыма до Певека и Мыса
Шмидта, ныне также "в списках не значится". От истребительной авиации в
восточной кромке Арктики ныне остался лишь переданный авиации ВМФ
один-единственный 865-й иап в Елизово, иапы в Магадане (961-й),
Угольных Копях, Мысе Шмидта, Соколе (365-й), Смирных (777-й),
Буревестнике (387-й) не существуют. 8-й Корпус ПВО в
Комсомольске-на-Амуре "уменьшен" до 25-й дивизии ПВО, 24-я дивизия,
прикрывавшая Чукотку упразднена напрочь, а 25-я дивизия ПВО,
прикрывавшая Камчатку, перенумерована в 128-ю, что выразилось лишь в
ослаблении её радиотехнических и поражающих возможностей. 72-й Корпус
ПВО (Охотск), прикрывавший побережье Охотского моря и Якутию, также не
существует ныне. В центральной части нашей Арктики сухопутных
войск никогда не было, а отдельные части ПВО от 10-й и 14-й отдельных
армий ПВО сейчас, естественно, не существуют. Как и 57-й иап ПВО, что
базировался близ Норильска (аэродром Алыкель).
Всё это
очевидное ослабление имеет ряд последствий, затрагивающих возможности
уже и других видов и родов войск. То есть вся проблема не сводится лишь
к тому, что у нас стало меньше танков и солдат, меньше самолётов в
Арктической зоне. Это означает резкое падение возможностей нашей
Дальней авиации в случае попыток для своих полётных маршрутов
использовать Арктику (например, против США), т.к. истребительное
прикрытие в "своей зоне" теперь маловероятно (переброска с иных
аэродромов приведёт к ослаблению воздушной мощи в иных местах, т.к. ВВС
у нас ныне почти микроскопические по размерам), и боевая устойчивость
тех или иных "тушек" в небе близ северного полюса очень сомнительна.
Плюс к этому ликвидация 80-90 % собственно зенитно-ракетных войск плюс
уменьшение в корабельном составе СФ и ТОФ кораблей 1-го и 2-го рангов,
также способных в определённой мере решать задачи ПВО.
Описываемая ситуация складывается в условиях активизации НАТО в
полярной части Норвегии, резком усиленим с середины 2000-х годов
военного присутствия США на Аляске и Алеутах, и постоянном стремлении
Японии изменить свой закон о Национальной обороне и строить уже
полноценные вооружённые силы на основе имперских традиций: с сильными
сухопутными войсками, авианосным флотом, первоклассной авиацией,
морской пехотой и т.д.
Информация к размышлению: население
Японии более 120 млн человек, что по сути сравнимо с населением России
– 147 млн человек. Территории и запасы ресурсов двух стран, мягко
говоря, несравнимы. Традиционный для Китая путь сброса излишков
населения в диаспоры на территории других стран Япония не приемлет.
Известный российский аналитик Сергей Переслегин в книге «Гилбертова
пустыня: война на пороге» обосновывает вариант достаточно короткой
русско-японской войны 2012 года с потерей островов, включая Сахалин.
Против оголенной Чукотки американцы за последние годы развернули первую
авиачасть за пределами континентальной части США, где размещены
истребители 5-го поколения F-22 Raptor, находится на Аляске - авиабаза
Элмендорф. Бригады СВ США на Аляске за последние 2-3 года переворужены
новыми ББМ "Stryker", также в этом регионе была сформирована новая, 4-я
воздушно-десантная бригада.
Кроме того, в случае угрозы войны
авиагруппировка НАТО на Североевропейском ТВД за счёт усиления авиации
на территории Норвегии и Великобритании, плюс входа в Норвежское море
нескольких авианосных групп ВМС США, усиливается до 1800-2200
самолётов. У нас на этом направлении лишь 12 истребителей МиГ-31, т.к.
одна из эскадрилий 98-й гвардейского разведывательного авиаполка
(Мончегорск) это истребители , а не самолёты-разведчики. Кроме того,
пара десятков палубных Су-27 (Су-27КУБ) с "Адмирала Кузнецова", всего
около тридцати самолётов. Против них - в 60 раз больше (если брать по
минимуму - 1800). Арктика взята лишь в качестве примера. На Западном,
Южном и Восточном направлениях ситуация лишь немногим лучше. На суше
соотношение ещё более удручающее: от 196 дивизий Сухопутных войск на 1
января 1991 года СВ России уменьшились до 28 дивизий и плановое
сокращение продолжается.
Информация к размышлению: 1. НОАК
(Народно-освободительная армия Китая) является сегодня самой
многочисленной армией мира. ЦК КПК поставил перед ней задачу закончить
полную модернизацию и в 2010 году стать также сильнейшей армией мира.
Есть все основания полагать, что поставленные партией и правительством
задачи китайские военные выполнят. Тогда единственным серьезным
недостатком НОАК останется лишь отсутствие современного боевого опыта.
Лучшим способом ликвидировать этот пробел в боевой подготовке является
сравнительно долгосрочный военный конфликт на обширном театре военных
действий с высокими шансами на успех. 2. Плотность населения в
пограничных китайских провинциях составляет 130 чел./кв. км при высоком
уровне безработицы, а в Приморском крае РФ – 12 чел./кв. км при
неуклонном снижении.
Декларируемая ныне министерством обороны
опора на мобильные подразделения спецназа и ВДВ хороша для Грузии и
Чечни, возможно для Прибалтики и Балкан, но оборона огромных территорий
России отрядами, блокпостами и десантами крайне сомнительна.
Невоенные структуры. Полномасштабная война возможна лишь в случае
мобилизации не только армии, но всего государства и общества. Если
этого триединства не возникнет, война проиграна. Рассмотрим готовность
общества к войне. Основная проблема здесь заключается в отрицании
людьми самой проблемы. Перестроечная пацифистская эйфория оказалась
весьма долгоживущим и опасным злом. Население не воспринимает всерьез
военные угрозы. Люди просто запретили себе думать на какие-то неудобные
темы. Наиболее часто приводимое соображение обывателя по этому поводу
это надежда на очередное наследство СССР - остаток стратегических сил
ядерного сдерживания. Под этим щитом основная часть российского
общества намерена и впредь заниматься своими делами, не вспоминая про
армию, государство и их проблемы.
Если оценить состояние
гражданской обороны наших городов, приписки и мобилизационного учета
автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, личного состава
запаса, пунктов питания и водоснабжения, мобилизационного контроля
банков, баз, складов и магазинов, состояние и готовность
мобилизационных баз и медицинских учреждений, складов оружия,
боеприпасов и амуниции, то оценка «не готово» выставляется как на
уровне субъектов федерации, так и в целом по стране. Модель
существующей экономики не подразумевает способность государства к
самостоятельным действиям.
Ситуация близка к критической. У
огромной страны нет тыла. Любой фронт в отсутствие тыла эфемерен.
Ситуация в армии и МВД здесь выглядит благоприятней, работают созданные
еще в СССР специальные подразделения, осваивая свои мизерные ресурсы,
есть ответственные должностные лица и структура. Кстати, о ресурсах.
Самым обеспеченным и укомплектованным в блоке «силовых министерств»
является МЧС, по специфике своей неспособное оказать вооруженное
сопротивление ни внешнему агрессору, ни диверсионно-террористическим
группам, борьба с которыми, наряду с охраной объектов, входит в задачи
МВД по планам территориальной обороны. Этот факт весьма симптоматичен и
описателен для оценки готовности государства к войне.
С нашей
точки зрения, не вполне ясна позиция государства, основной задачей
которого является защита своих граждан, а вовсе не экономические
установки. Думается, настало время объяснить армии и населению, что
эпоха всеобщего мирного процветания вряд ли придет в обозримом будущем.
Следует также признать беспочвенными всеобщие надежды на РВСН.
Во-первых, силы ядерного сдерживания находятся уже не в том состоянии,
как когда-то. Во-вторых, в случае нападения на Россию неядерной державы
(например, Японии или Украины, или какого-нибудь «контингента ООН»),
вряд ли мы сможем применить оружие массового поражения. В-третьих, при
агрессии ядерной державы (например, Китая, или США), если та заранее
откажется от применения ОМП, и обоснует свои действия международным
правом, или решением ООН, или волей международного сообщества, или
поддержкой прав наций России на самоопределение и во исполнение
конституции самой России, здесь также не стоит ожидать приказа на
боевое применение РВСН.
Использование ядерного оружия (кроме
тактического) в войнах недалекого будущего крайне маловероятно, так как
война XXI века – это война главным образом за ресурсы, сегодняшнего и
завтрашнего дня, от углеводородов до пресной воды и зон умеренного
климата.
Рассмотрим вопрос на уровне социальной философии и
социологии. В истории России несколько раз возникали ситуации, когда
государство находилось на краю гибели. Это Смутное время, Отечественная
война 1812 года, Великая Отечественная война. Тогда сохранение
государства российского зависело от того, насколько оно сможет
опереться на общество. Единая энергия общества, направленная на то,
чтобы выстоять, превозмочь и победить, преодолевала самый глубокий
политический кризис, буквально из ничего порождала армии, непобедимые
духовно, способные на самопожертвование во имя Бога, царя, отечества –
во имя тех ценностей, место которых сейчас в обществе заняли совершенно
другие. «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24)
Наемные и
контрактные войска вряд ли в состоянии выдержать достаточно серьезные
удары просто потому, что человек может убивать за деньги, но вот
умереть за деньги вряд ли готов хоть кто-то. Степень атомизации
современного общества достигла небывалых для России пределов. Вместо
концентрации социальная энергия единиц, совершающих броуновское
движение, распыляется и обнуляется через сталкивание. Социум
расползается, как кисель, его невозможно собрать воедино, сделать из
него конструкцию. Для этого нужны ребра жесткости: идеология, религия,
нравственность, традиции, уклад жизни.
Возникающие сегодня
патриотические энергии или рассеиваются, или имеют отрицательный
вектор, потому что нет понятной непротиворечивой идеи, хотя бы
теоретически позиционированной как ценность, за которую можно отдать
жизнь. Отношение общества к государству сейчас эволюционирует от
надежд к раздражению, затем разочарованию и равнодушию. Общество и
отечество начинают восприниматься личностью как питательная среда,
субстрат для того, чтобы «брать от жизни все» и «жить настоящим».
Еще более страшная эволюция произошла на поле государственной
идеологии. Отрицание социалистических идей перешло в отказ от
общеобязательной идеологии вообще (ст.13.2 Конституции РФ), затем
трансформировалось в примат неолиберальных ценностей. Коррупция
пронизала систему государственного управления, во многом подменив ее.
Резюмируя вышесказанное, приходится сделать неутешительный вывод о том,
что при развернутом военном конфликте или другом масштабном потрясении
основ государству грозит очередной распад. Причем во многом он уже
подготовлен самой федеративной системой, построившей в каждом субъекте
мини-государства со своими бюджетами, Президентами, Правительствами и
Государственными Думами и атрибутикой.
Чтобы не допустить
такого финала, в мирный (предвоенный) период следует проделать огромную
работу по воссоединению государства и общества. История дает нам
достойные примеры утилизации национальными государствами тяжелейших
поражений, например Япония и ФРГ после Второй мировой, та же Германия
после Первой мировой войны.
Сила, способная вывести страну из
создавшегося положения, может возникнуть в результате объединения
разрозненных частиц общества в целое. Для этого необходимо привести в
движение центростремительные, сплачивающие социальные энергии. Это, в
свою очередь, требует цельного мировоззрения, дающего объяснение
происходящим процессам, и носителей идей и ценностей, собранных в
единую команду.
Российское интеллектуальное сообщество сегодня
утверждает, что Россия превратилась в носителя антипроекта. Она влияет
на постсоветское пространство, однако это влияние проявляется не в
притяжении, а в отталкивании. Россия генерирует поле отчуждения. Элиты
СНГ готовы заключить союз с кем угодно, лишь бы не с Россией, потому,
что Россия — единственная страна СНГ, которая отказалась от
строительства национального государства. Наша страна является лишь
усеченной копией СССР, официальной парадигмой которого остается
"многонациональность". По сути, это означает сохранение
безгосударственного статуса русского народа, которому единственному из
народов бывшего СССР отказано в национальном самоопределении.
Естественно, что остальные страны СНГ как самоопределившиеся
национальные государства стремятся дистанцироваться от подобного
государственного образования. Ибо Российская Федерация по природе
является коллапсирующей империей, то есть государством, которое живет
за счет эксплуатации "стержневого народа" (именно русских), планомерно
двигаясь от распада к распаду по мере уменьшения сил и численности
русского народа. Еще одним доказательством этого является
продолжающееся сокращение численности русских до миллиона в год. Можно
создать сколь угодно эффективную "вертикаль власти", однако она не
будет работать, коль скоро не будет людей, на которых она могла бы
опереться.
На наш взгляд, если и далее государственная власть
пойдет по пути уступок «международному сообществу», пути реализации
существующих тенденций «развития» общечеловечества в русле либеральных
ценностей, вытесняя здоровые народные силы на грань маргинализации и
экстремизма, выталкивая лучшую часть молодежи в ультраправые движения и
ксенофобию, собирая цвет нации в лагерь противников режима и формируя
противостояние и раскол, это ни в коей мере не сможет гарантировать мир
и безопасность гражданам страны. В этом случае всем нам уже сейчас
стоит задуматься о своем будущем на «построссийском» пространстве, так
как мы придём либо к революции с её очистительными жертвами, либо к
медленному угасанию и распаду, либо к быстрой гибели в серьёзной войне.
Но есть другой путь, более разумный, осмысленный и целесообразный для
государства и общества, – пойти навстречу требованиям текущего момента
и начать сотрудничество с носителями русской национальной идеи, что
позволит сохранить и излечить государство и общество на данном этапе и
откроет перспективы серьезных прорывов в будущем. Пользуясь
терминологией Л.Н.
Гумилева, национальная идея способна стать
новой этнической доминантой и обеспечить народу и государству
пассионарный подъем за крайне короткий период времени. Решения корневых
проблем современной военной немощи России лежат именно в этой плоскости.
|