Газета
«Наш
Мир» Приступая к активной фазе председательства в такой влиятельной международной организации, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), я бы хотел затронуть ряд важнейших вопросов. Это дальнейшая судьба и перспективы ОБСЕ, ее место в формирующемся новом мировом порядке. Впишется ли ОБСЕ в нынешнем формате в динамичные реалии XXI века? Будущее творится сегодня, в том числе с участием ОБСЕ. Организация, регулярно напоминающая о своей масштабности и занимающая пространство от Ванкувера до Владивостока, должна заниматься самыми сложными и актуальными проблемами современного мира. Именно из такого понимания вещей исходит Казахстан как действующий председатель ОБСЕ. Мы отчетливо осознаем, что годичный срок недостаточен для решения всех вопросов деятельности ОБСЕ. Мы не сторонники каких-то революций в организации, но и действовать инерционно не намерены. Как Глава суверенного государства, я расцениваю председательство Республики Казахстан в ОБСЕ не просто как стратегический национальный проект и свидетельство возросшего международного авторитета страны, но и как возможность придать организации новое дыхание, новый импульс. В этой связи я мысленно обращаюсь к истокам и важнейшим этапам истории ОБСЕ. В чем причины ее международного успеха? Каковы главные уроки ее деятельности? Как возродить и укрепить "дух Хельсинки”?
СБСЕ - глобальный фактор разрядки международной напряженности В далеком 1973 году в Женеве и Хельсинки было положено начало Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в составе 33 государств Европы, а также США и Канады. Это был переломный момент для всего мира, когда в рамках СБСЕ были объединены усилия стран - членов НАТО и Организации Варшавского договора, а также нейтральных государств европейского континента. В современной истории это был один из сложнейших и критических периодов, когда напряженность в отношениях двух противоборствующих военно-политических блоков достигла максимума. "Холодная война”, при неблагоприятном развитии ситуации, могла перерасти в "горячую”. Понадобилось политическое мужество лидеров ведущих мировых держав, чтобы избежать ядерного апокалипсиса и сделать шаг навстречу друг другу. Важнейшим итогом этой работы стал Заключительный акт, подписанный в Хельсинки в 1975 году. СБСЕ ознаменовало тройной прорыв в геополитике XX века. Во-первых, имел место прорыв в вопросах предотвращения угрозы перерастания "холодной войны” в ядерную. Во-вторых, это был первый пример успешного институционального диалога Востока и Запада. В-третьих, это был прорыв с точки зрения сотрудничества двух идеологий и мировоззрений. По большому счету СБСЕ в условиях биполярного мира играло глобальную роль, способствуя синхронному прогрессу в рамках всех "трех корзин”. Однако удержать однажды взятую высоту и сохранить высочайший уровень влияния на мировые процессы удается далеко не каждому политическому форуму. И в этом плане СБСЕ - не исключение. Скажем прямо: в 1975 году был создан не только "дух”, но и "бренд” хельсинкского процесса. За истекшие десятилетия этот бренд изрядно потускнел и утратил часть своей притягательной силы. Задача нынешних политиков заключается в том, чтобы не только возродить этот бренд, но и придать ему новый блеск и энергию.
ОБСЕ в период распада биполярного мира На рубеже 80-90-х годов XX века произошли эпохальные изменения. Рухнул Советский Союз, распалась Организация Варшавского договора, объединилась Германия, ушла в историческое небытие Югославия. При непосредственном участии Казахстана было создано Содружество Независимых Государств. В этот сложный и противоречивый период СБСЕ сыграло определенную стабилизирующую роль и предприняло важные шаги по укреплению мер доверия и безопасности, а также оказало поддержку демократическим и рыночным преобразованиям в странах Центральной и Восточной Европы, в государствах Евразии. Достаточно в этой связи вспомнить, например, о Парижской хартии для новой Европы и Договоре об обычных вооруженных силах в Европе и других стратегически значимых документах. В середине прошлого десятилетия СБСЕ было преобразовано из форума политического диалога в транснациональную организацию - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Обновленная организация приняла в 1996 году декларацию "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века”, в которой была отмечена необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. В то же время невозможно не признать, что организация постепенно снизила внимание к военно-политическим вопросам. Одновременно она значительно нарастила свою активность в области развития экономического сотрудничества.
ОБСЕ в современных геополитических реалиях Начало XXI века было ознаменовано серьезной и глубокой трансформацией всей архитектуры международных отношений. Уязвимость национальных государств перед лицом экстремизма и стала импульсом для многостороннего сотрудничества в сфере борьбы с транснациональными угрозами глобальной и региональной безопасности. Другим вызовом международной безопасности стало расшатывание режима ДНЯО, форсированное расширение круга так называемых "пороговых государств”, приблизившихся к обладанию ядерным оружием, либо уже получивших его. Определенные проблемы имеются и на огромном пространстве ОБСЕ. Изменения в военно-политическом балансе на континенте, "замороженные конфликты”, сложная ситуация вокруг ДОВСЕ - эти и другие вопросы стали предметом серьезной озабоченности многих стран - участниц ОБСЕ. Наконец, глобальный финансово-экономический кризис, охвативший практически весь мир, еще раз продемонстрировал необходимость объединения усилий всех государств, в том числе стран - участниц ОБСЕ, в деле создания нового, более справедливого и предсказуемого мирового порядка. В этой связи хотел бы обратить внимание еще на одну важную тенденцию, которая характерна не столько для ОБСЕ, сколько для глобальных процессов в целом. В современном мире вновь возникает ситуация неравенства государств в решении проблем, которые одинаково важны для всех. Даже ведущие мировые державы начинают сегодня осознавать, что такая ситуация не продуктивна и не вполне справедлива. В этом плане позитивным явлением стало расширение формата G-8 до G-20, но это, по большому счету, ситуацию радикально не меняет. Полагаю, что всем следует понять простую вещь: сама логика глобального развития требует усиления роли среднеразмерных государств, которые составляют большинство в современном мире. На мой взгляд, роль средних государств должна заключаться в том, чтобы добиваться принятия глобальных стратегических решений на консенсусной основе. Сегодня ОБСЕ по праву считается одной из наиболее влиятельных структур в мире, охватывающей огромное географическое и политическое пространство. В то же время "ахиллесовой пятой” ОБСЕ является фрагментированность трех пространств, недостаточная встроенность евразийского пространства в процесс развития потенциала организации. За последние 35 лет многие международные организации и целые государства бесследно исчезли в потоке мировой истории. Одновременно появилось множество новых организаций и объединений, радикально изменилась политическая карта Европы. В то же время в деятельности ОБСЕ важно активизировать взаимодействие с новыми, весьма влиятельными и динамично развивающимися региональными организациями. Появление СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС знаменует собой совершенно иную реальность, чем это было во времена Советского Союза. Возникновение ШОС означает появление нового механизма структурирования пространства на огромной части ОБСЕ. Появились такие инновационные проекты, как СВМДА - прообраз азиатской системы коллективной безопасности, наряду с другими структурами безопасности. Опираясь на европейский опыт, в том числе практические наработки ОБСЕ, СВМДА динамично продвигается по пути институционализации своей деятельности и получает все большее признание на азиатском континенте. Поэтому ОБСЕ должна наращивать уже имеющуюся позитивную практику контактов с другими региональными структурами. Энергичное взаимодействие с иными региональными проектами может придать новое дыхание деятельности ОБСЕ, открыть перед ней новые горизонты, наметить новые ориентиры. Астана могла бы, в случае поддержки других государств, стать надежной площадкой для такого рода межинституционального и надрегионального диалога.
Казахстанское председательство в ОБСЕ: преемственность и новации Особо подчеркну: Казахстан приходит в организацию как продолжатель сложившихся традиций. Мы отчетливо осознаем, что базовая деятельность ОБСЕ основывается на уже сформировавшихся принципах, стандартах и правилах, от которых Казахстан не намерен отказываться, поскольку они воплощают дух организации. Казахстан обеспечит должную преемственность греческого председательства. Я считаю, что председательство Казахстана в ОБСЕ может положить начало новому этапу отношений между Востоком и Западом и послужить укреплению взаимного доверия. Казахстан, наладивший деловые и конструктивные отношения со всеми государствами, расположенными к востоку и западу от Вены, может стать не просто активным, но и эффективным медиатором между различными сторонами в конфликтных ситуациях. Я убежден, что ОБСЕ - это оптимальная площадка для дискуссий по самым сложным проблемам в сфере безопасности. В этой связи мы придаем особое значение "процессу Корфу”, который, несомненно, придаст мощный импульс осмыслению всеобъемлющей и неделимой безопасности на обширном пространстве ОБСЕ. На мой взгляд, организация не должна отказываться от открытого и принципиального обсуждения стратегически важных инициатив, в том числе Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Еще одной из глобальных угроз современности является проблема экстремизма, с которой в той или иной степени столкнулись практически все страны - члены ОБСЕ. Поэтому, говоря о глобальных вопросах безопасности, организация не может не реагировать на терроризм и экстремизм, которые, подобно раковым метастазам, шаг за шагом поражают всю современную мировую цивилизацию. В целом очень важно признать весьма существенный и значимый исторический факт, а именно то, что ОБСЕ из континентальной европейской организации уже давно превратилась в организацию, которая и по зоне ответственности, и по конкретным участкам работы приобрела трансконтинентальный характер. В ее состав входят страны Европы, Азии и Северной Америки. Поэтому сегодня было бы более корректно говорить не только о европейской, но и о евразийской безопасности. Речь идет о том, что сегодня обеспечить прочную европейскую безопасность, не учитывая азиатское измерение безопасности, в принципе невозможно. Безопасность в современном мире, в том числе в Европе, это не только потенциальные угрозы массированного военного нападения, проистекающие от государств и регулярных армий, но и угрозы, связанные с возможными террористическими атаками, конфликтами на базе этнических и конфессиональных различий. Безопасность наших государств неотделима от безопасности соседей, даже если они не входят в ОБСЕ. В этой связи Казахстан, как действующий председатель, прилагает также максимум усилий по противодействию новым вызовам на пространстве ОБСЕ и является коспонсором ряда важных проектов в сфере борьбы с терроризмом, различными видами трафика и укрепления границ. Как известно, 43 из 56 государств - членов ОБСЕ так или иначе участвуют в военных операциях или в восстановлении экономики в Афганистане. Вместе с тем следует признать, что без подключения региональных организаций сложно решить афганскую проблему. ОБСЕ должна найти свою нишу, свою роль в этом большом деле, и в этом смысле Афганистан мог бы стать своеобразным мостом между различными региональными организациями. Казахстан, уделяя первоочередное внимание процессу реабилитации и постконфликтного восстановления этой многострадальной страны, оказывает поддержку усилиям коалиции в Афганистане. В то же время мы по-прежнему убеждены, что военного решения афганской проблемы не существует. Казахстан, как и многие другие страны, искренне заинтересован в стабильном и мирном Афганистане и будет концентрировать усилия прежде всего на проектах гуманитарного характера. Так, несмотря на мировой финансовый кризис, нами принято решение о выделении 50 млн долларов на цели обучения одной тысячи граждан Афганистана по различным гражданским специальностям в казахстанских учебных заведениях. Другие государства - участники ОБСЕ могли бы разработать аналогичные программы в различных сферах. В данном контексте нельзя недооценивать роль важного общеазиатского форума - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), цели которого в части безопасности схожи с целями ОБСЕ. Афганистан является полноправным членом СВМДА и участвует в реализации ряда практических мер, например, в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а также с новыми вызовами и угрозами. В настоящее время, когда весь мир борется с последствиями глобального финансово-экономического кризиса и выстраивает стратегию посткризисного развития, на передний план неизбежно выходят вопросы глобальной экономики и экологии. Однако многие государства - члены ОБСЕ, участвуя в разных форматах, а именно на уровне G-8, G-20, ШОС и т.д., активно обсуждают эту актуальную проблему как ключевую повестку дня, а вот непосредственно в рамках ОБСЕ кризисная и антикризисная проблематика не обсуждалась даже на факультативном уровне. Уверен, что более серьезное внимание к вопросам "второй корзины” позволит наполнить деятельность ОБСЕ действительно реальным содержанием. Важное место в период казахстанского председательства займет комплекс вопросов экологической безопасности, успешное решение которых немыслимо без объединения ресурсов и согласованных усилий всей организации. Речь идет не только об Аральском море и Семипалатинском полигоне, но и о многих других проблемах, имеющих место в Центральной Азии, Европейском и других регионах пространства ОБСЕ. К числу приоритетов казахстанского председательства будут отнесены вопросы развития транспортно-коммуникационного потенциала организации. В силу ряда географических, исторических и экономических обстоятельств огромным торговым и транзитным потенциалом обладают именно государства Центральной Азии - обширного и перспективного региона, способного стать стабильным и безопасным мостом между странами Запада и Востока. В этом контексте особое значение приобретает государственная программа "Путь в Европу”, в основу которой легли актуальные вопросы транзита, транспортировки и логистики. Казахстан предпринимает усилия по форсированному созданию транспортного коридора "Западный Китай - Западная Европа”. В совокупности с другими крупномасштабными проектами данный коридор будет способствовать скорейшему возрождению Великого шелкового пути в условиях XXI века. Вопросы "третьей корзины” традиционно занимают стратегически важное место в деятельности ОБСЕ. Казахстан, безусловно, будет уделять им самое пристальное внимание во время председательства в организации. Подлинная безопасность на пространстве ОБСЕ немыслима без соблюдения и защиты фундаментальных демократических прав и свобод человека. Свидетельством безусловной приверженности демократическим ценностям стали предпринятые Казахстаном принципиально важные шаги, направленные на дальнейшее совершенствование законодательства о выборах, политических партиях, СМИ, местном самоуправлении. Замечу, кроме того, что в Казахстане приняты Национальный план действий в области прав человека на 2009-2012 годы, а также Концепция правовой политики на 2010-2020 годы. Недавно мною подписан Закон о гендерном равенстве. Мы намерены также усилить борьбу с бытовым насилием и внести существенные изменения в законодательство по вопросам обеспечения защиты прав ребенка. Невозможно не заметить, что в настоящее время на всем пространстве ОБСЕ вновь актуализировались проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений. Остро стоит проблема нелегальной трудовой миграции и интеграции национальных диаспор в общество страны пребывания. Наблюдается конфликт между устоявшимися в Европе системами ценностей и культурой быстро растущих национальных диаспор. Но не менее острые проблемы возникают и в азиатской части мира. Целая группа молодых независимых государств, которая возникла на стыке двух столетий, изначально была ориентирована на интеграцию в современный мир. Эти молодые государства выбрали путь свободы и демократии. Однако я хотел провести различие между политическими устремлениями и цивилизационными моделями. Сегодня совершенно очевидно, что "одномерный мир” и "универсальная цивилизация” - это уже архаические утопии. Нельзя игнорировать образ жизни, традиции, культуру, этническую историю разных регионов мира. В противном случае это может привести к фундаментальному кризису, в основе которого будет социальное, культурное, религиозное неприятие западной модели развития. Но столь же справедливым будет утверждение о том, что ценности западной цивилизации, безусловно, должны уважаться как другими регионами мира, так и этническими диаспорами внутри западных обществ. Как показал глобальный финансово-экономический кризис, нельзя абсолютизировать даже привычные экономические стереотипы, не говоря уже о более динамичных политических идеях. Мы глубоко убеждены, что многие острейшие проблемы современного мира могут быть решены только коллективными усилиями и только на основе консенсуса. Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное государство, приверженное идеям межкультурного и межцивилизационного диалога, намерен использовать достаточно мощный потенциал организации для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма. Эти благородные цели Казахстан будет реализовывать не только в рамках ОБСЕ, но и в ходе предстоящего председательства в таких организациях, как СВМДА, ШОС, ЕврАзЭС, Организация Исламская конференция и ТЮРКСОЙ. Напомню также, что по инициативе Казахстана принята специальная резолюция Организации Объединенных Наций о провозглашении 2010 года Международным годом сближения культур. Наша задача - передать нашим партнерам по ОБСЕ накопленный нами опыт в области межнационального и межконфессионального согласия. Свою позитивную роль в этой связи призвана сыграть намеченная на 2010 год Конференция ОБСЕ на высоком уровне по толерантности и недискриминации. Являясь светским государством с преобладающим мусульманским населением, членом ОИК, Казахстан на посту председателя ОБСЕ ощущает особую ответственность за сближение мусульманской и христианской цивилизации, за углубление понимания между Востоком и Западом. В практической плоскости этой общей цели способствовала бы активизация диалога между ОБСЕ и ОИК. В 2010 году исполняется 35 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта, 20 лет - Парижской хартии для новой Европы и 65 лет - со дня окончания Второй мировой войны. Совпадение этих событий носит глубоко символичный характер и накладывает особые обязательства на организацию и ее действующего председателя. Мы полагаем, что наилучшим способом осмыслить все эти исторические вехи с учетом "духа современности” стало бы проведение в 2010 году долгожданного Cаммита глав государств ОБСЕ в столице Казахстана - Астане, расположенной в центре Евразии. Напомню, что предыдущий, Стамбульский саммит ОБСЕ, состоялся десять лет назад, в 1999 году, хотя, по регламенту организации, саммит должен проводиться раз в два-три года. В этой связи мы искренне благодарны России, Франции, Италии, Испании, Австрии, Турции, Сербии, Словении, Белоруссии, другим государствам - членам ОБСЕ, активно поддержавшим идею проведения данного саммита в Астане. На такой форум должны быть вынесены действительно значимые и актуальные вопросы международной жизни, в первую очередь построение единой архитектуры безопасности, реализация "процесса Корфу”, реабилитация и помощь Афганистану. Кроме того, Казахстан предлагает включить в повестку дня саммита вопрос о разработке Программы действий по обеспечению межэтнического и межконфессионального согласия. Успешное проведение саммита Глав государств стало бы символом возрождения духа Хельсинки в новых исторических условиях. Саммит даст лидерам государств - членов ОБСЕ уникальную возможность "сверить часы” и определить важнейшие приоритеты организации на будущее.
* * * Мы приходим к председательствованию в ОБСЕ с ясными намерениями, приходим нацеленные на решение вполне конкретных проблем организации. Казахстан трезво оценивает свои возможности, однако ставит перед собой максимально высокие ориентиры, достижение которых будет полезным и для него, и для ОБСЕ в целом. Казахстан рассчитывает на успешное председательство в ОБСЕ в 2010 году, понимая под успехом не только эффективное отстаивание национальных интересов, но и продвижение самой организации по пути эффективной адаптации к быстро меняющимся условиям XXI века. Казахстан считает необходимым достижение более развитого международно-правового статуса ОБСЕ и намерен продолжить координацию нашей общей работы по выработке соответствующих документов. Мы - реалисты и отчетливо осознаем, что процесс обновления ОБСЕ не ограничивается лишь 2010 годом, это задача на длительную перспективу, и Казахстан, как активный член организации, настроен на кропотливую и многолетнюю работу в этом направлении. Казахстан призывает все страны - участницы ОБСЕ продемонстрировать готовность действовать в общих интересах, во имя коллективных целей и приоритетов, реализация которых поддержит и укрепит ОБСЕ, повысит доверие и уважение к организации. ОБСЕ должна доказать всему миру, что она была эффективна не только во времена "холодной войны”, но и остается активно развивающейся структурой, тесно вплетенной в живую ткань современной глобальной политики и экономики.
|