Газета
«Наш
Мир» В октябре прошлого года Институт политических решений провел исследование на тему "Оценка вероятности третьей волны кризиса”.
По этому поводу было созвано заседание Клуба ИПР, а рекомендации экспертов, оформленные как единый пакет, в начале года отправлены в Министерство экономики и бюджетного планирования и Мининдустрии и торговли. ИПР изучил мнения и ожидания представителей аналитических и консалтинговых кругов, финансовой сферы, государственных органов, бизнеса в отношении вероятности третьей волны кризиса в Казахстане. Экспертный опрос прошел по Алматы, а в выборку его результатов включены субъекты принятия решений: аналитики, экономисты, собственники, предприниматели, топ-менеджеры, инвесторы, банковские работники, бизнес-консультанты и государственные служащие, представляющие все сектора экономики. Всего - 30 экспертов из следующих сфер деятельности: научно- аналитический сектор - 50%, финансовый - 23,3%, государственный сектор - 6,7%, сектор услуг и торговли - 6,7%, другое - 13,3%.
Краткий обзор основных тенденций Экономисты, представители бизнеса и аналитики расходятся в оценках как по вопросам глубинных истоков кризиса, этапов, процессов, так и по вопросам последствий, к которым они могут привести. В августе 2007 года Казахстан столкнулся с банковским кризисом ликвидности - первой волной глобального кризиса. Вторая волна ознаменовалась выходом проблемы за пределы финансовой отрасли. Сейчас ряд экономистов ожидают прихода третьей волны. Вместе с тем, есть мнение, что никаких волн кризиса нет - это лишь определенная характеристика экономического состояния. Анализируя современную экономическую ситуацию в Казахстане более половины (56,7%) экспертов считают, что экономика переживает кризис. Результаты исследования демонстрируют довольно высокий уровень ожиданий ухудшения экономической ситуации - 66,6% респондентов. Экспертное сообщество прогнозирует, что его можно ожидать уже в 2010 году, при этом 43,3% называют первое полугодие и 33,3% - второе. Как основные факторы, влияющие на обострение экономической ситуации, отмечаются: снижение спроса на потребительском рынке; рост просроченной кредитной задолженности банкам, как со стороны физических лиц, так и со стороны предприятий; ухудшение ситуации в секторе МСБ; общее ухудшение ситуации в мировой экономике; снижение цен на нефть.
Уровень эффективности антикризисных мер Уровень эффективности антикризисных мер правительства экспертное сообщество оценивает в диапазоне от среднего (56,7%) до высокого (6,7%). Среди продуктивных действий Правительства выделяются: поддержка макроэкономической стабильности (36,7%), решение проблем на рынке недвижимости (23,3%), стабилизация финансового сектора (20%), обеспечение занятости населения (16,7%), поддержка малого и среднего бизнеса (13,3%). Как способствующие улучшению экономической ситуации названы: повышение внутреннего спроса (56,7%), снижение налоговой нагрузки (43,3%) - как один из механизмов стимулирования отечественных производителей, укрепление роли тенге в кредитовании экономики (36,7%), реализация инфраструктурных и индустриальных проектов (в том числе, "Дорожная карта”, Программа ФИИР и др.) для увеличения уровня занятости (30%). Во временном измерении начало подъема казахстанской экономики эксперты прогнозируют в 2011 году (23,3%), 2012 году (26,7%), 2013 году (10%), в категории другое (13,3%) было отмечено, что сроки зависят от выбора антикризисной модели экономической политики. Таким образом, результаты экспертного опроса указывают на наличие опасений по поводу ухудшения экономической ситуации. При этом большинство опрошенных считает, что данное обострение будет носить краткосрочный характер. Но в целом наблюдается достаточно высокий уровень доверия к деятельности правительства по стабилизации экономической ситуации.
Анализ современной экономической ситуации в Казахстане Оценивая современную экономическую ситуацию большинство экспертов (56,7%) признают, что экономика переживает кризис. Пятая часть опрошенных (20%) считает, что экономика находится на пороге очередной волны кризиса. 13,3% экспертов отмечают, что наступает стадия восстановления. На вопрос "Как Вы оцениваете вероятность третьей волны кризиса в Казахстане?”, лишь 6,7 % опрошенных продемонстрировали 100%-ную уверенность в том, что она реальна. И это несмотря на скепсис экспертов в отношении стабилизации экономики. Вместе с тем, треть экспертов (33,3%) оценивает вероятность третьей волны кризиса как среднюю. Четверть экспертов (26,6%) считает вероятность третьей волны кризиса высокой. Пятая часть (19,9%) опрошенных отмечает низкую вероятность третьей волны кризиса.
Вероятные масштабы Более трети (36,7%) экспертов считает, что очередная волна кризиса охватит весь мир. Почти четверть (23,3%) экспертов считает, что она будет носить локальный характер, при этом накроет Казахстан более интенсивно из-за дисбалансов в отечественной экономике. Пятая часть (20%) экспертов считает, что очередная волна кризиса охватит весь мир, но при этом падение казахстанской экономики окажется более глубоким, чем в других странах.
Влияние третьей волны кризиса на секторы экономики Среди сфер, которые в первую очередь пострадают от третьей волны кризиса, эксперты назвали: Сферу услуг и торговли (46,7%), Строительный сектор/операции с недвижимостью (30%), Финансовый/банковский сектор (26,7%), Обрабатывающую промышленность (16,7%). Среди другого (10%) чаще всего были отмечены средства массовой информации.
Меры по стабилизации экономической ситуации Среди мер, способных стабилизировать экономику Казахстана эксперты отметили: повышение внутреннего спроса (56,7%), снижение налоговой нагрузки (43,3%), реструктуризацию задолженности корпоративного сектора (16,7%), введение института банкротства физических лиц (16,7%), снижение долговой нагрузки на казахстанские компании несырьевого сектора (16,7%), привлечение активов Нацфонда и ПФ в экономику (16,7%).
Меры, способные предотвратить третью волну кризиса Среди мер, способных предотвратить третью волну кризиса в Казахстане эксперты отметили: - стимулирование отечественных производителей путем снижения налоговой нагрузки (50%), укрепление роли национальной валюты в кредитовании экономики (36,7%), поддержку МСБ (30%), повышение уровня инвестиционной привлекательности; - казахстанской экономики (23,3%). По 20% набрали: увеличение зарплат для бюджетных работников, пенсий, стипендий и др. выплат; введение обязательных депозитов в казахстанских банках для иностранных недропользователей, восполнение дефицита денежных средств в экономике посредством привлечения активов Нацфонда и ПФ.
Перспективы роста казахстанской экономики Наиболее вероятным сроком роста казахстанской экономики часть экспертов (23,3%) назвали 2011 год, 2012 год отметили 26,7% экспертов. Ни один из экспертов не считает, что в 2010 году экономика войдет в фазу подъема. Примечательно, что данные этого же экспертного опроса демонстрируют, что большинство экспертов 2010 год отметили как наиболее вероятный год наступления третьей волны кризиса.
Мнения и рекомендации экспертов Берентаев Канат (Центр анализа общественных проблем, заместитель директора): "Единственный выход поддерживать темпы экономического роста на уровне положительных отметок и продолжительное время - это периодически менять модель экономической политики. Необходимо на определенном этапе сознательно отказаться от проведения кейнсианских подходов и переходить к монетарным. Соответственно с моей точки, зрения существуют определенные объективные, политико-экономические циклы, которые предопределяют смену экономической модели. И если обратить внимание на то, что происходит в США и других странах, у нас тоже, можно увидеть, что происходит смена методов от кейнсианских к монетарным”. Палымбетов Бауыржан (Центр стратегического анализа и прогнозирования КазНУ им.аль-Фараби, директор): "Сейчас мы наблюдаем снижение капитализации, ухудшение показателей прибыльности и рентабельности, дефицит, высокую долговую нагрузку, рост неликвидных активов. Естественно, государство вмешалось. Казахстан вступил в фазу экономического этатизма. Государство является опекуном всех секторов экономики… Главное, чтобы государство не поддерживало такие контракты, когда долги при реструктуризации переходят на государство”. Искаков Нурлан (Центр развития г.Алматы, председатель правления): "В чем заключался финансовый кризис? В уменьшении активов банков или же снижении кредитоспособности, или просто в перекрытии каналов, по которым мы пользовались заемными деньгами? Я имею в виду нашу банковскую систему… Банки боятся кредитовать реальный сектор. Все-таки мы должны измерять кризис состоянием реального сектора экономики”. Кусаинов Айдархан (Консалтинговая компания ALMAGEST, Президент): "Хотел бы коротко вступиться за нашу банковскую систему. Не все так плохо, потому что по степени менеджмента, по спектрам продуктов, которые предлагаются, по тому как все обслуживается, на самом деле мне нравится гораздо больше, чем в России. Другое дело, что где-то ошиблись с политикой, но с точки зрения менеджмента и организации очень хорошее”. Храмцов Юрий (VISOR-capital, экономист): "Статистические данные, которые у нас есть от Статагентства, которое, в принципе, работает хорошо, по сравнению с другими приграничными странами, не вполне отражают современную ситуацию. К сожалению, формат, в котором эти данные публикуются, зачастую не позволяет быстро проанализировать и понять эти данные. Мы не можем сейчас осуществить какого-то адекватного, основанного на статистике бизнес-планирования, и не могли этого сделать в то время, когда к нам рекой лились деньги. В какой-то мере это элементы плановой экономики, но наличие такой статистики не означает, что государство должно решать все и за всех. Это означает, что государство даст возможность бизнесу ориентироваться на какие-то числовые данные и строить адекватные бизнес-планы, а банкам в свою очередь - проверять реалистичность этих бизнес-планов на соответствие тому, что можно ожидать по данным, которые публикует статистика”.
Решения ИПР Напомним, что рекомендации экспертов, оформленные как единый пакет, в начале года отправлены в Министерство экономики и бюджетного планирования и Мининдустрии и торговли. Что они из себя представляли? Системно-методологические: Разработать методологию комплексного прогнозирования и вариативного моделирования (в том числе - на базе макроэкономического анализа и системы макроэкономических, отраслевых и территориальных исследований), способную своевременно реагировать на общемировую и внутриказахстанскую экономическую ситуации, повышать качество регулирования экономики, минимизировать возможные риски. Выработать конкретные (количественные) критерии, индикаторы оценки, а также организовать постоянный мониторинг в области повышения производительности и улучшения качества казахстанских товаров и услуг. Обеспечить качество, достоверность и своевременность предоставления статистических данных. Внедрить новую методику подсчета ВВП, в основу которой заложить показатели роста реального сектора, промышленных производств и т.д. Использовать в качестве эталона стоимости корзину цен на продукты питания. Повысить эффективность работы Фонда стрессовых активов. Изменить критерии оценки эффективности Институтов развития - с финансовых показателей на показатели роста производств, реальных промышленных проектов. Структурно преобразовать экономику: развивать собственное конкурентоспособное производство через развитие инфраструктуры. Снизить уровень зависимости экономики от мировых цен на энергоносители и минеральные ресурсы. Повысить уровень инвестиционной привлекательности казахстанской экономики за счет создания благоприятного инвестиционного климата. Обеспечить обучение государственных служащих основам макро- и микроэкономики, прогнозирования с привлечением ведущих экономистов-аналитиков. Макроэкономические: Сочетать, чередовать модели кейнсианских и монетарных подходов в экономической политике для сохранения темпов роста. Увеличить совокупный спрос посредством повышения заработных плат бюджетников, стипендий и социальных выплат, а также закупок государства и национальных компаний, что даст весомый мультипликативный эффект для экономики в целом. Развивать геологоразведку (новые месторождения руд, нефти, газа и другого сырья) для привлечения инвестиций. Выработать стратегические программы, адекватно соотносящиеся с социально-экономическим развитием. Восполнить дефицит денежных средств в экономике посредством привлечения активов Национального фонда и пенсионных фондов, а также посредством эмиссии тенге для безналичного расчета. Управленческие: Изменить функций существующих Министерств: а) передать функции бюджетного планирования из Министерства Экономики в Министерство финансов РК; б) трансформировать Министерство сельского хозяйства в Министерство агропромышленной индустрии для комплексного совмещения деятельности сельхозпроизводителей и перерабатывающих компаний. Поддержать развитие агропромышленного комплекса, включая адресную поддержку предприятий путем предоставления государственных гарантий по кредитам, формирование условий и механизма стабилизации рынков продовольствия. Повысить эффективность деятельности и использования государственных средств Фондом "Самрук-Казына”. Организовать конструктивное сотрудничество исполнительных органов власти с бизнес-сообществом и экспертами при комплексной разработке различных антикризисных стратегий, программ, концепций, документов и т.д. Повысить персональную ответственность должностных лиц за несвоевременное и неэффективно принятое решение. Финансовые: Предоставить государственные и квазигосударственные гарантии. Избирательная и своевременная реструктуризация задолженности предприятий корпоративного сектора. Субсидировать процентные ставки в несырьевом секторе. Модернизировать финансовую систему путем снижения ключевых процентных ставок, увеличения объемов приобретаемых корпоративных облигаций, приобретение пакетов акций финансовых институтов, включая привлечение активов Национального фонда и пенсионных фондов. Снизить долговую нагрузку на казахстанские компании реального сектора посредством рефинансирования кредитов, предоставления льготных условий кредитования и государственных субсидий для перспективных направлений. Разработать механизм и предоставление доступа к льготному финансированию обрабатывающих и производственных предприятий. Ввести для иностранных недропользователей обязательное открытие депозитов в казахстанских банках. Регулятивные: Снизить налоговую нагрузку на казахстанские компании-производители. Внедрить институт банкротства физических лиц. Поддержать МСБ путем улучшения бизнес-климата (снижение административной нагрузки, устранение барьеров доступа продукции на рынок, ограничение количества налоговых проверок, создание эффективных механизмов защиты прав собственности. Ввести обязательную продажу 50-процентной экспортной выручки недропользователей. Проводить политику импортозамещения посредством внедрения таможенных тарифов на категории товаров, развитие которых в Казахстане является наиболее перспективным. Информационные: Активно информировать население о сложившейся социально-экономической ситуации и предпринимаемых государством мерах по ее улучшению.
Исследование проведено, подготовлено и предоставлено казахстанским Институтом Политических Решений.
|