Российская власть не оставляет попыток включить каким-то образом
казачьи сообщества в существующую систему власти. Президент подписал
указы, которые наделяют «реестровые казачьи войска» гербами и
знаменами, а самих казаков утвержденной формой, званиями, а также
специальными удостоверениями, похожими, как говорят, на военный билет.
При этом сами казаки уже не смогут присваивать себе звания. Генералов —
атаманов казачьих войск (коих в России аж десять) назначает президент.
А старшие офицерские звания казакам присваивает представитель
президента в федеральном округе. Вроде бы следует радоваться, что
государство пытается навести порядок в своих отношениях с теми, кто
считает себя наследниками сословия, служившего опорой Российской
империи и подвергшегося страшным репрессиям при советской власти. И вот
теперь вместо зверского советского «расказачивания» проводится
цивилизованное «оказачивание».Главная проблема, которую с
начала 90-х пытается решить российское государство в отношениях с
казаками — встроить сообщество, желающее быть сословием, в современное
демократическое (хотя бы по форме) государство.
Это противоречие
очевидно проявляется в российском законодательстве, которое указывает,
что «казачье общество — добровольное объединение граждан Российской
Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в
соответствии с федеральным законодательством, внесенное в
государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и члены
которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по
несению государственной или иной службы». То есть, с одной стороны,
речь идет о неких некоммерческих добровольных объединениях. А с другой
— члены этого сообщества принимают на себя обязательства по несению
«государственной и иной службы». Между тем в царской России, с которой
в данном случае пытаются брать пример, никакой «иной» службы, кроме
военной, у казаков, в общем, не было. Именно в военной службе, в
постоянном походе был смысл жизни казака.
В целом, вполне
логично выглядело то, что замруководителя Администрации президента,
председатель Совета при президенте РФ по делам казачества Александр
Беглов, представлявший только что подписанные указы, поведал: «Есть
идея — и она витает в воздухе: создать воинскую часть, куда будет
призываться казачьи молодежь, которая будет подчинена не атаману, а
Минобороны РФ». «Сейчас эта идея прорабатывается в Министерстве
обороны, — добавил он. — В этом смысл, безусловно, есть: традиции нужно
сохранять, с учетом того, что у казаков есть соответствующие навыки
владения холодным оружием, управления лошадьми и многое другое».
Странно,
что замглавы Администрации президента оказался не в курсе, что 15
казачьих частей и соединений существовали в российской армии последние
лет десять. И совсем недавно 13 из них были расформированы. По одной
причине — представителей так называемого «реестрового казачества» там
не было вовсе. Были ликвидированы, в частности, мотострелковый
сибирский казачий полк 85-й мотострелковой дивизии в Новороссийске,
казачьи части 122-й мотострелковой дивизии в Борзе (Читинская область),
128-я пулеметно-артиллерийская дивизия (Еврейская автономная область).
По словам начальника Генерального штаба Николая Макарова, в реестрах
Всевеликого войска донского — около 30 тысяч парней призывного
возраста. А в армию пошло всего пятьсот человек. Неназванный источник в
Минобороны сообщил «Интерфаксу», что общее укомплектование казачьих
частей выходцами из казачьих обществ «составляло чуть более 2%, а в
целом ряде подразделений вообще не служило ни одного казака».
Казачье
«сообщество» напрочь не желает выполнять свою главную функцию, а именно
— служить в Вооруженных силах (чем, по правде говоря, ничем не
отличается от остального российского народа). Все разговоры об особой
породе людей, которые с молоком матери впитывают традиции защиты
Отечества — пустое сотрясение воздуха.
Другая история – «иная
служба». Наши казачьи «сообщества» проявляют явный интерес к заключению
договоров с местной властью по охране общественного порядка или охране
заповедников. Практика отечественной правоохранительной деятельности
подсказывает, что речь идет об элементарном крышевании. Таким образом,
то ли надеясь пополнить ряды Вооруженных сил, то ли желая получить в
свое распоряжение лояльную силу на случай беспорядков, российская
власть готова наделить некую социальную группу атрибутами и функциями
«силовой структуры». Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Вспомним, как всего лишь освобождение «сообществ» афганцев от налогов
тут же выдвинуло их в центр криминальной активности. Государственное
оказачивание может обернуться тем же.