Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В Европе начался «экономический катарсис». Кризис заставил западное общество пересмотреть собственную систему ценностей и перейти к самокритике. В Британии сделаны поистине революционные выводы, которые, вероятно, приведут к рождению новой экономической этики. Примечательно, что итог эпохе монетаризма подводит страна, которая исторически считается «инкубатором» мировой финансовой элиты.
В Европе начался «экономический катарсис». Кризис заставил западное общество пересмотреть собственную систему ценностей и перейти к самокритике. В Британии сделаны поистине революционные выводы, которые, вероятно, приведут к рождению новой экономической этики. Примечательно, что итог эпохе монетаризма подводит страна, которая исторически считается «инкубатором» мировой финансовой элиты.
Недавно медиа-корпорация BBC обнародовала данные агентства New Economics Foundation. Исследование поражает главным тезисом: «Санитары и уборщики в больницах приносят обществу больше пользы, чем банкиры». Уборщики больницы создают 10 фунтов прибавочной стоимости на каждый фунт стерлингов, который им платят. Банкиры же, напротив, на каждый вложенный фунт приносят 7 фунтов потерь, констатирует NEF. Исследователи сравнили шесть специальностей и приносимую ими пользу. Так, получающие от полумиллиона до 80 миллионов фунтов стерлингов в год, ведущие банкиры страны принесли ей 7 фунтов стерлингов убытка на каждый фунт, который они заработали. В число разорительных для страны профессий попали также рекламщики и адвокаты – специалисты по минимизации налогов.
В число максимально рентабельных профессий попали работники здравоохранения, образования, а также переработчики отходов. По мнению аналитиков, они приносят стране «чистую прибыль».
Логика NEF непробиваема. Жизнь каждого человека – это экономический проект. Есть проекты рентабельные и есть убыточные. Революционным в этом исследовании является то, что экономика здесь воспринимается как нравственная категория. Из контекста NEF возникает (пусть и не проговаривается) понятие «общее благо», которое является мерилом рентабельности. Вопрос в том, насколько «общим» для мировой системы будет это благо. Европейские исследователи употребляют слово «страна», «польза для страны». То есть происходит невольная реабилитация изоляционизма, хотя бы на уровне экономической этики.
Это серьезная перемена в сознании, привыкшем пользоваться исключительной установкой постмодерна на безграничное индивидуальное обогащение. Уходит в прошлое целая эпоха финансовых империй, выстроенных на костях и клонировавших пласты массовой культуры. Эпоха, которая жила по закону абсолютного потребительского эгоизма.
Право личности на удовлетворение желаний за последние 50 лет приобрело сакральные черты, подменив аскетику традиционного общества, где потребности соизмеряются с религиозными установками и ограничиваются чувством «стыда» по отношению к окружающим. И вдруг обнаружилось, что не все желания личности до конца легитимны. В частности – желание обогащаться, не зная приделов.
Исследователи призывают политиков «принять меры и выровнять оплату труда, измеряя ее социальной и экологической пользой, и ввести более прогрессивное налогообложение». В переводе на доступный язык, это значит, что банкиров хотят вынудить делиться, усилив присутствие государства в экономике.
«Ваша деятельность убыточна для европейской экономики», – заявляет банкирам New Economics Foundation. Звучит свежо и смело. Однако, делая такой вывод, BBC не посягает на корень проблемы, то есть на сам принцип обогащения с помощью спекулятивных практик. Есть лишь стремление слегка его подкорректировать, и не более того.
Однако, если мы хотим жить в стабильном обществе, то должны строить его по принципиально иной модели. Тот, кто приносит пользу, должен пользоваться уважением и признанием, а шальные деньги ни при каких обстоятельствах не должны становиться «пропуском» в элиту.