Спустя более чем тридцать лет американские спецслужбы
рассекретили информацию об одном из самых таинственных происшествий
времен "холодной войны". Речь идет о трагедии советской подводной лодки
К-129, которая затонула у Гавайских островов в 1968 году.
В соответствии с американским актом о свободе
информации, ЦРУ рассекретило внутренний доклад о попытках поднять эту
субмарину, которые были предприняты в 1974 г. Целью американцев было
советское оружие, которое несла подлодка. Несмотря на огромные усилия,
полностью выполнить эту задачу не удалось. Правда, рассекреченная ЦРУ
информация все еще оставляет открытым вопрос о том, что именно подняли,
и подняли ли то, что хотели.
Как сообщает британская The Daily Telegraph, в докладе
на 50 страницах рассказывается о том, как президент Никсон поручил
организовать подъем субмарины, несмотря на возражения высших военных
чинов, в надежде заполучить информацию об установленных на ней
советских ракетах. Впоследствии проект был закрыт из-за огромных и все
возрастающих расходов, а также из опасений, что он может помешать
намечавшейся тогда разрядке в отношениях двух сверхдержав.
Впрочем, часть подлодки все же была поднята. Экспедиция
судна "Гломар Эксплорер" сумела добыть часть снаряжения субмарины.
Также американцы подняли тела шести советских моряков и похоронили их.
В докладе ЦРУ рассказывается о том, что военные корабли ВМФ СССР
пытались помешать операции, преследуя "Гломар Эксплорер". В страхе
перед штурмом они даже заблокировали вертолетную площадку своего судна
с помощью ящиков.
Подробности относительно поднятого американцами груза
все еще засекречены - из опубликованной версии доклада эти фрагменты
текста были исключены. По остальной его части можно понять, что в целом
миссия помогла разве что развитию глубоководной техники.
Подводная лодка К-129 затонула 8 марта 1968 г. в Тихом
океане. Она несла на борту три баллистические ракеты с ядерными
боеголовками, кроме того, американцев могли интересовать советские
военные шифры. По официальной версии, причиной гибели подводного судна
была техническая неисправность. По двум другим версиям, катастрофа
могла произойти опять же по технической неисправности другого плана,
вызвавшей взрыв водорода при зарядке аккумуляторов, либо из-за
столкновения с американской подлодкой. На второй версии настаивают
американцы, третью версию - неофициально - выдвинули некоторые
специалисты ВМФ СССР. Их интерес вызвала подлодка "Суордфиш", которая
вскоре после гибели К-129 встала на ремонт в Окинаве. В целом, в этой
истории остается много неясностей. Если верить капитану Питеру
Хачтхаусену, который занимался историей советского флота, то советское
и американское командование пришло к "джентельменскому" соглашению не
разглашать детали.