Если колыбелью тюркоязычных народов были предгорья Алтая и территории, прилегающие к озеру Ыссык, то вполне естественно предположить, что по мере роста населения тюрки распространились во все стороны от этих мест, осваивая, прежде всего, близлежащие земли. Так оно в действительности и было. Передвигаясь постепенно по Сибири все дальше к северу и западу, они уже не могли довольствоваться изначальными пределами. Народы, известные в Европе под названием скифы, сорматы, гунны, авары, половцы, татары – все дети тюрков, так пишет Хади Атласи в своей книге «История Сибири».
По названию рек, озер, той или иной местности можно определить, на каком языке было дано это название, и узнать, какой народ заселял эту местность. В книге Эдуарда Мурзаева «Тюркские географические названия» рассказано о многих топонимах Алтая и Евразии. Например, название реки Енисей произошло от древних тюркских поселений алтайцев. Они называли ее Анасу, что означает «мать-река». Всем известное своей чистотой озеро Байкал означает на языке древних тюрков Бай-куль (Богатое, священное озеро). Знаменитая сибирская река Обь в переводе с тюркского - «бабушка». Можно привести еще очень много географических названий, у которых тюркские корни.
Современная территория Кемеровской области, начиная с древнетюркского времени, входила в ареал расселения тюркоязычных народов средневековой эпохи. Этот процесс был многоэтапным, практически занимавшим всю первую половину II тыс. н.э. Начало вхождения Кузнецкой котловины в историко-культурный ареал тюрков Евразии связано с событиями политической истории государственных образований степняков-кочевников Саяно-Алтая: тюрок-тугю, уйгуров, кыргызов и кимако-кыпчаков. На всем протяжении второй половины I тыс. н.э. население Кузнецкой котловины испытывало мощное культурное влияние со стороны южных соседей, что нашло отражение в серии археологических памятников: Ур-Бедари на р. Ур и городища Маяк на р. Томи на юге Кузбасса; Ваганово, Кылтышино, Озерки, Юрты в бассейне р. Иня. На сегодняшний день археологами получены бесспорные свидетельства того, что территория современной Кемеровской области в эпоху раннего средневековья не была родиной какой-либо единой археологической культуры. Область входила в культурно-исторический ареал, тесно связанный происхождением с территориями современных Томской и Новосибирской областей. В целом же судьба "кузбасских тюрок" связана с угро-самодийским населением Среднего Обь-Иртышья, Южного Урала и Прикамья, тюркизированными потомками которых они и являются. К рубежу I-II тыс. н.э. этнокультурная ситуация принципиально меняется. На этой территории, вплоть до современного г. Томска, распространяются памятники сросткинской культуры (страны кимаков). Сложение культуры объединенных кимако-кипчакских племен связано, в основном, с переселенцами - телесскими племенами бывшего Уйгурского каганата. В конце I тыс. н.э. на огромной территории Восточного Казахстана, Северного Алтая и современной Кемеровской области складывается ряд локальных вариантов кимако-кыпчакского объединения (северо-алтайский, западно-алтайский, новосибирский и кемеровский варианты). К последнему относятся курганные могильники района современного расселения телеутов: Ур-Бедари, Беково, Шанда. Расцвет культуры племен кимако-кыпчакского объединения относится к первой половине X века. Затем, на рубеже I-IIтыс. н.э. наступает упадок, кимаки подчиняются кыпчакам. Само название "тюркоязычные народы" в источниках этого времени употребляются в обширном, собирательном значении термина, как определение всех тюркоязычных групп населения, что свидетельствует о нивелировке этого этнического наименования. В то же время в монгольских источниках появляется обезличенное название - "лесные народы" для всего населения Саяно-Алтайского нагорья и сопредельных областей. В состав "лесных народов" входило тюркское население Кузнецкой котловины, связанное историческими судьбами с алтае-саянскими тюрками.
Монгольские завоевания не внесли изменения в этнокультурную ситуацию на территории Кузнецкой котловины. Находясь на периферии политической и культурной жизни, Кузнецкая земля по-прежнему оставалась местом обитания тюркоязычных групп населения. Для истории тюркоязычных народов Кузбасса важным было образование в соседних районах нескольких самостоятельных раннегосударственных объединений. Распад монгольской державы и начало междоусобной борьбы между наследниками Чингисхана привели к тому, что значительная территория Западной Сибири осталась без политического и военного контроля, что способствовало усилению местных этнополитических групп. Наибольшим влиянием среди них пользовались енисейские кыргызы, которые собирали дань со своих кыштымов верховьев р. Томи. В низовьях последней сложился племенной союз томских татар "эуштинцев", родственных населению Басандайской культуры. Северо-западные районы Горной Шорни входили в тот период в состав "Большого улуса" - влиятельного княжества телеутов, юго-восточные - в состав Алтырского улуса Енисейских кыргызов. Дальнейшие политические события были связаны с усилением ойратов - западных монголов и созданием ими в XVI в. Джунгарского ханства, а также с русской колонизацией Западной Сибири. ХVI-ХVП вв. стали завершающим этапом тюркизации населения Кузнецкой котловины, что было связано как с этнокультурной ассимиляцией аборигенов угро-самодийского происхождения, так и с появлением новых пришлых тюркоязычных групп. Среди них выделяются кузнецкие телеуты и томские калмаки, откочевавшие с территории Джунгарского ханства и принявшие русское подданство в 20-80 гг. XVII века. Они заняли степную часть Кузбасса и ассимилировали различные тюркоязычные группы аборигенов - тюльберов, ач-кыштымов, тогулов и др., живших в Кузнецкой котловине задолго до появления здесь телеутов. В XVII в. все они находились на положении "троеданцев" - платили ясак (налог) русскому царю, считались "кыштымами" обских телеутов и подвергались поборам со стороны кыргызских князьков. К другой группе аборигенов относятся кузнецкие татары (абинцы), занимающие бассейны рек Кондома, Мрассу, Бельсу и верховья Томи. Абинцы - это собирательное название различных родов таежного и лесостепного населения: Аба, Сары-Шор, Челей, Карга, Кобый, Чедибер и др. Унаследовав от кето-угро-самодийских племен уральский антропологический тип, они говорили на диалектах уйгурской группы языков и стали носителями тюркской культуры, составив ядро формирующегося шорского этноса. Сложным являлся процесс этногенеза и небольшой группы сибирских татар-калмаков Нижнего Притомья. В местах их расселения археологический комплекс также свидетельствует об участии в их этногенезе самодийских и тюркоязычных групп Южной Сибири. Пять столетий - с XII по XVII вв. - население таежных и лесостепных районов современного Кузбасса постепенно втягивалось в ареал тюркской культуры. Причем в VII-IХ вв. этот процесс был преимущественно связан с культурной ассимиляцией. С конца I тыс. н.э. территория Притомья стала заселяться тюркоязычными группами кыпчакского происхождения. Процесс тюркизации усилился в т.н. монгольское время ХIII-ХIV вв. и завершился в ХVI -ХVII вв. полной культурной, языковой и этнической ассимиляцией.