Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
По мере укрепления связей между российским государством и
господствующей в стране церковью возникает обеспокоенность по поводу
религиозной свободы.
Священники, служащие в воинских частях, религиозные занятия в
государственных школах, даже благословение национального чемпионата по
хоккею – таково лицо новой Русской православной церкви.
После периода стабильного посткоммунистического возрождения церковь в
прошлом году резко увеличила свою активность и роль в государстве.
Сейчас критики предупреждают, что такое усиление церкви происходит в
ущерб свободе религии в стране, поскольку многие верования подвергаются
нападкам.
Московский Институт свободы совести в конце января опубликовал свой
ежегодный доклад, в котором говорится, что взаимоотношения между
церковью и государством стали "симбиотическими", а это нарушает
положения конституции и ведет к усилению дискриминации против
религиозных меньшинств.
Последним примером стало декабрьское решение Верховного суда России в
поддержку запрета на деятельность одного из региональных отделений
Свидетелей Иеговы. Эта организация давно уже подвергается в России
тщательным проверкам.
Более распространенной, сообщается в докладе, является дискриминация
против более крупных религиозных меньшинств России – мусульман, иудеев
и буддистов. Наряду с русским православием это признанные в России
религии.
Прошлым летом российский президент Дмитрий Медведев объявил об
инициативе по назначению во все армейские части православных военных
священников. В этом школьном году в школах впервые начали проводить
религиозные занятия, на которых ученики могут изучать якобы и другие
религии, кроме православия, а также выбирать светский вариант обучения.
Поскольку православие это та религия, которую исповедует большинство
россиян, критики опасаются, что другие программы обучения в школах
просто не будут применяться по-настоящему. В докладе о религиозных
правах звучит предупреждение о том, что в любом случае такой шаг
способен привести к разрушению провозглашенного в России отделения
церкви от государства.
За недостатком государственной идеологии Кремль упорно и настойчиво
укрепляет положение церкви. Медведева и премьер-министра Владимира
Путина часто можно увидеть по государственному телевидению посещающими
церковную службу. Особенно активна в православных кругах супруга
Медведева.
Церковь стала богатой организацией, наслаждающейся новообретенной
властью после долгих лет провозглашенного государством атеизма в
Советском Союзе. Она требует от своих последователей, чтобы церковные
нормы соблюдало не только общество, но и государство.
Протоирей Всеволод Чаплин, являющийся официальным представителем церкви
и возглавляющий отдел по взаимодействию церкви и общества, недавно
выступил с проповедью перед верующими из ряда бывших советских
республик.
"Не нужно бояться ставить перед собой именно такую задачу: если мы –
большинство в своих собственных странах – здесь присутствуют
представители Белоруссии, Украины, Молдовы, – то мы имеем полное право
на то, чтобы наши нравственные принципы, наше видение настоящего и
будущего были определяющими в тех сферах жизни общества и государства,
в которых мы трудимся", - заявил он. Его высказывание приводит
информационное агентство "Интерфакс-Религия".
В России религия и национальная принадлежность тесно взаимосвязаны.
Называть себя русским – значит называть себя православным. Есть другое
слово для обозначения, например, евреев и мусульман (россияне) – даже
если их семьи веками живут в России. Ты не можешь считаться истинно
русским, если ты не православный. При этом неважно, верующий ты
по-настоящему или нет.
Как говорят критики, действия государства по дальнейшему усилению роли
церкви ведут лишь к росту национализма, который захлестнул страну после
распада Советского Союза.
"Все, что происходит сейчас, идет вразрез с нашей светской
конституцией, - говорит активист-правозащитник Лев Левинсон, - в ней
говорится, что ни одна религия не может быть государственной, и она
должна гарантировать невмешательство государства в церковные дела".
Согласно результатам последнего опроса на эту тему, проведенного
независимым социологическим Левада-Центром, в 2007 году 66 процентов
россиян считали себя православными. Это существенно выше показателя
1996 года, составлявшего 44 процента. Если в том году неверующими себя
считали 43 процента респондентов, то в 2007-м их было уже 23 процента.
Однако люди нечасто посещают церковь. Всего 8 процентов россиян ходят в
церковь регулярно. В 1996 году этот показатель, согласно данным опроса,
составлял 5 процентов. Большинство, а их 39 процентов, заявили, что
никогда не посещают храмы. Однако это все же ниже показателя 1996 года
в 65 процентов.
Количество верующих неуклонно увеличивалось при популярном патриархе
Алексии II, скончавшемся в феврале 2009 года. При его более
консервативном преемнике патриархе Кирилле это число должно расти и
дальше.
В канун Нового года Кирилл взял под свой личный контроль миссионерскую
деятельность церкви, планируя расширять ее полномочия и штаты. Церковь
также нацеливается и на заграницу.
В конце года она открыла первую семинарию за пределами бывшего
Советского Союза – во Франции. Она также открыла новый храм в Таиланде,
в курортном местечке, пользующемся популярностью у россиян. Церковь
планирует сделать то же самое в Германии. В этом году патриарх
отправится в турне по Африке, где, по словам представителей церкви,
православие является самой быстро растущей религией. (Такие заявления
делают и другие религии.)
А внутри России благосостояние церкви растет вместе с ее властью. В
90-е годы она получила весьма странный для себя, но очень выгодный
контракт, монополизировав в своих руках торговлю алкоголем и
сигаретами. Это давно уже ушло, но сейчас церковь получает доходы в
значительной мере за счет своей постоянно увеличивающейся
собственности.
Последним примером усиления власти церкви стало принятое в Новый год
решение Путина о том, что государство передаст в ее собственность
знаменитый московский Новодевичий монастырь, у которого есть прекрасный
храм, богатые иконы и кладбище, где похоронены многие известные
писатели, поэты и политики.
Критики осудили это решение, обеспокоенные тем, что церковь спрячет
находящиеся в монастыре исторические реликвии и будет плохо их хранить.
Однако критиковать или бросать вызов церкви – эта задача не всем по силам.
Юрия Самодурова в 2005 году признали виновным в разжигании религиозной
вражды, после того как он двумя годами ранее организовал в центре им.
Сахарова художественную выставку под названием "Осторожно, религия!"
Шесть членов религиозной группы разгромили эту выставку, где среди
прочих экспонатов выставлялись картины с изображением христианских
символов вперемешку с символами поп-культуры.
"Уже долгое время возможность публично решать проблемы церкви с
критической точки зрения считается неприемлемой и неуместной", - заявил
Самодуров в телефонном интервью.
В своих бедах он в равной степени обвиняет и государство, и церковь.
"Государство использует церковь для собственного узаконивания. А
церковь с радостью дает возможность использовать себя в этих целях,
потому что это усиливает ее политическую значимость и политическую
роль", - говорит Самодуров.
"Политизированная церковь это редкий институт, который тормозит политическое развитие общества", - предупреждает он.
Спустя год после осуждения Самодуров организовал еще одну выставку под
названием "Запретное искусство", которая также вызвала гнев церкви.
Сейчас его опять судят за разжигание религиозной ненависти, и он
оставил пост директора музея.