Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
– Виктор Михайлович, Вы преподаете на химическом факультете
Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, возглавляете
(вице-президент) Волго-Вятское отделение МСА, другими словами –
представляете естественные, фундаментальные науки. И вот держу в руках
Вашу последнюю небольшую, но чрезвычайно емкую монографию под названием
"Вера и Знание"[1] (его и предлагаю вынести в заголовок нашей беседы).
Право же, название интригует. А содержание – поражает. Вы ищете точки
соприкосновения Веры – а в Вашем понимании это Православие – и...
Знания, то есть науки, причем оба слова – с большой буквы!
– И как ученый, и как православный верующий, я преклоняюсь перед
обеими этими данностями. Однако Вера, обратите внимание, первична...
– И все же признаем, что постановка проблемы в нашем насквозь
атеистически-прагматичном мире необычна. Тем более в научной среде.
Вспомним хотя бы масштабную кампанию, развязанную в нашем обществе с
подачи ряда маститых академиков РАН против преподавания Основ
православной культуры в школах, предмета, заметим, сугубо светского... А
у Вас – и Вера, и Знание!
– Признаем, однако, и то, что среди ученых, и отечественных, и
зарубежных, в том числе всемирно известных, было и есть немало людей
искренне верующих. А поскольку искренне – нет необходимости сей факт
афишировать.
– Прежде чем перейти к содержанию книги, несколько слов о том, что
она для Вас значит? Как возникла идея? Как претворялась?
– В этом году мне исполняется 70 лет...
– Поздравляю!
– Спасибо, но поздравлять, знаете ли, особо не с чем. Вот если бы
сто лет исполнилось!.. Словом, любой юбилей – время подведения итогов. И
я решил изложить на бумаге мои многолетние раздумья по поводу того, кто
мы, откуда и куда, по большому счету, движемся.
Понимаете, в естественнонаучном, техническом отношении человек к
настоящему времени достиг такого, что буквально век назад – срок в
историческом смысле ничтожный – нашим бабушкам и дедушкам не снилось. В
то же время – налицо мировоззренческий кризис, духовный тупик, который
человечество все более и более на себе ощущает. Убежден, что выход из
этого тупика – в новом научно-методологическом знании. А опираться это
знание должно на ценности, которые, в свою очередь, базируются на
религиозном мировоззрении!
Не стоит это считать чем-то особо новым. Многие ученые мужи в России и
в мире работали и работают в данном направлении.
Возьмем нашу академию. Полное ее наименование – Международная
славянская академия наук, образования, искусств и культуры, включает в
свой состав Богословскую секцию, представляя, таким образом, весь спектр
интеллектуального знания. Она в полном смысле международная – имеет
отделения в республиках бывшего СССР, в Сербии, в Великобритании,
Ирландии, Канаде, Австралии... И многие члены МСА союз религии и науки
считают сверхзадачей человечества ХХI века!
К месту упомянуть и престижную, финансово даже более обеспеченную,
чем Нобелевская, премию Темплтона[2], ежегодно присуждаемую одноименным
Фондом[3] за разработку новых путей и целей человечества, основанных на
научных и религиозных методах. Среди ее лауреатов мы видим не только
богословов, общественных деятелей, философов, но и ученых –физиков,
химиков...
– Новые пути, цели... В первую очередь, однако, хотелось бы понять –
ОТКУДА мы? Речь о первотолчке, о причинах мироздания...
– Как, вероятно, каждого из нас, меня всегда интересовал этот
вопрос. Учитывайте и то, что по базовому образованию я физик-теоретик...
Так вот. На протяжении тысячелетий человечество на этот вопрос
отвечало однозначно, вопроса, собственно, и не было. Исаак Ньютон
полагал, что его деятельность направлена исключительно на выявление
мудрости Творца, усиление Веры в Бога через умопостигаемый аппарат
математического анализа. Проблема возникла где-то с конца XVIII века:
вспомним математика Лапласа и его эпатажное утверждение, что в
"гипотезе" Бога он не нуждается...
Атеизм начал торжественное шествие по планете. Шествовал два века.
Каков итог? Все более очевидно, что ученому без понятия о чём-то
начальном, фундаментально-основном в своих конкретных исследованиях, но с
попыткой осмыслить общую картину, никак не обойтись. Парадоксально и
одновременно закономерно, что научные достижения – в функциональном
смысле – сплошь и рядом стали напоминать теологические постулаты и
подходы!
Возьмем на сегодня, в общем-то, общепризнанную теорию "Большого
Взрыва" Георгия Гамова[4], разработанную им во второй половине 40-х
годов прошлого века... Но прежде, чем мы перейдем к теоретическим
рассуждениям, Сергей Васильевич, предлагаю предупредить читателей вот о
чем.
Во-первых, излагать я буду доступным, так сказать, "удобоваримым"
языком. Иначе многим будет трудно понять...
– Не понять, Виктор Михайлович, и мне, гуманитарию "до мозга
костей". Признаться, Вашу книгу я в значительной части "пролистал" –
из-за сложнейшей специфической терминологии...
– Ничего удивительного, поскольку посвящена книга моим
коллегам-ученым.
Во-вторых... Опасаюсь, как бы мой труд не был принят за неправомерное
"вторжение" в область теологии.
Вопросов собственно богословия, Апостольской Веры я ни в коем случае
не касаюсь. Рассматриваю, что в науке и в теологии аналогичного.
Показываю, что у религии и науки общие гносеологические корни – близкие
по функциям постулаты познания, которые пересекаются. И тут начинаются
вещи прелюбопытные!
– Вернемся к теории "Большого Взрыва"...
– Упрощенно. Начало: нулевое состояние энергии. Затем флуктуация (от
лат. fluctuatio – колебание) энергии. Как следствие, появляется
вещество (масса) и излучение. Порожденная материя образует нашу
метагалактику. Все – в соответствии с современными научными
представлениями, теорией относительности. Материальный мир четко
представлен двумя компонентами: это поле, характеризуемое энергией (Е), и
вещество, количественно определяемое массой покоя (m). В свою очередь,
без неоднородности материи, в частности – массы (вещества) нет времени.
Знаменитая формула Альберта Эйнштейна представила их соотношение,
неразрывность, единство, математическую связь через коэффициент
пропорциональности – скорость света (с) в вакууме (Е=mc2). Таким
образом:
Материя = поле (энергия)+вещество (масса).
И самое основное, непреложное представление науки:
Фундаментально-основное = поле (энергия)+вещество (масса) + законы.
А что мы находим в Священном Писании? "В начале сотворил Бог небо и
землю..." (Быт.1:1)...
– Но "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"
(Иоан.1:1)!
– Совершенно верно. А Слово – это Закон, Порядок. Не что иное, как
Бог-Дух Святой!
Экстраполируя научную теорию на библейский текст, событие "Большого
Взрыва" с определенной долей условности, памятуя о соотношении
абсолютности и относительности истины, можно рассматривать следующим
образом. В первичном (материальном) энергетическом поле (с нулевым
уровнем энергии – физическом вакууме) – Боге-Отце, естественно
присутствуют в потенции законы (Бог-Дух Святой). Действие этих законов
приводит к флуктуации энергии, то есть её "сгустку" и дальнейшему
превращению в материю, вещество (Бог-Сын)... Да, в богословии язык
другой, но в функциональном (а не предметном) смысле изложенное в Библии
представляет собой то же, что и в естественнонаучном представлении.
Важное теологическое утверждение об "истечении Бога-Духа Святого"
непосредственно от Бога-Отца, а не от Бога-Сына, имеет здесь самый
непосредственный смысл.
Конечно, мы ВЕРИМ в Святую Троицу. Но кто скажет, что теория
"Большого Взрыва", которую невозможно проверить экспериментально, – это
строгий научный факт, а не гипотеза, пусть и специфическая, но все же
вера? "...и не всё недоступно познанию, и не всё доступно ему; и одно
есть то, что можно познать, и другое – то, что можно выразить речью,
подобно тому как одно есть говорить и другое – познавать"[5]
– А затем, после "Большого Взрыва"...
– ...события развиваются по определённым законам, в наличии которых
наука опять-таки убеждена (верит!).
Далее. Понятия энергетических полей, вещества, то есть материи и
наличествующих законов, – это, на упрощенном языке, и есть отражение
одной из основополагающих истин христианства – Никео-Цареградский Символ
Веры!
Читаем библейский текст, где Спаситель (Бог-Сын в образе Христа)
говорит Апостолам "...когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от
Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о
Мне" (Иоан.15:26). Таков же "статус" Лиц Пресвятой Троицы в
Православии: Единый Триипостасный Бог, являющийся Творцом мира,
первичность Бога-Отца и упомянутые выше соотношения между Лицами.
– Это – в Православии. А в католицизме...
– Впервые Символ Веры был сформулирован Вселенским Собором в IV
веке. В дальнейшем католическая церковь добавила к утверждению об
исхождении Святого Духа – от Отца – "и от Сына" ("filioque"). В
Православии же всё осталось незыблемым! Богословские диспуты
православных и католических отцов не привели к согласию сторон до сих
пор. Вот и судите, с учетом приведенных представлений, кто прав!
– В связи со сказанным подумал: многие православные учат Символ Веры
наизусть, не вникая в суть этого постулата, сложнейшего – отсюда и
нескончаемые межконфессиональные споры. В "научной" же интерпретации все
более доходчиво и... что ли, наглядно?
– Современное естествознание зиждется на "трех китах" – это теория
относительности, квантовая механика и статистическая физика. Новое
знание, как видим, приближает нас к пониманию Символа Веры, а значит –
Первоздания, ...
Квантовая механика, в отличие от классической, – это более адекватный
тип описания законов движения микрочастиц. Она привнесла принципиально
новый компонент в описание процессов изменения, развития (эволюции)
мира, определяемые вероятностными законами. Отсюда – наше многообразие в
единстве, "свобода воли" отдельного индивидуума и в то же время его
принадлежность "системе".
– Проблема в теологическом плане тоже немаловажная.
– Статистическая физика прояснила основные черты организации и
функционирования сложных систем. Центральная роль здесь принадлежит
такой функции, как энтропия (от греч. entropia – поворот, превращение).
По типу влияния на изучаемые процессы энтропия противоположна, как бы
противостоит энергии. В философском смысле – это борьба двух начал:
организующего (энергия) и стохастизирующего (энтропия).
Другими словами: энергия – это порядок, энтропия – хаос.
Понятие энтропии позволяет сложнейшую категорию времени осмыслить
через понятия прошлого и будущего и увидеть "стрелу времени". Тем самым
именно с появлением неоднородности материи (частиц, имеющих и не имеющих
массу покоя, то есть – вещества и поля) можно перечислять: "день
первый, день второй...".
– Н-да... Не для "среднего" это ума, Виктор Михайлович...
– Хорошо, другой пример.
Денница – падший ангел, дьявол, сатана. Его функциональная роль в
науке отражается понятием, которое при реализации процессов
"противопоставляется" энергии. Что также описывается термодинамической
функцией – энтропией. Дьявол (и энтропия) – функциональное явление,
вытекающее из законов, которые определяют поведение вещества. В
социальном аспекте это – нарушение порядка (например, норм морали),
нарушение генетического кода человека (физические, психические
уродства). Любое "перемешивание" системы в этом смысле выглядит как
деяние соответствующего типа. Всюду демоны лезут "в противовес",
искушают, с толку сбивают...
Кстати говоря, неправомерность былого утверждения о тепловой смерти
Вселенной, которое делалось исходя из закона возрастания энтропии
(Второй закон термодинамики), только подтверждает могущество Бога по
отношению к своему творению – дьяволу. Бессилен дьявол и в известном
примере статистической физики (задача о "демоне Максвелла"[6]). Демон не
может без затрат энергии, читай – без вмешательства Бога рассортировать
"горячие" и "холодные" частицы. То есть: дьявол лишен принципиального,
СОЗИДАТЕЛЬНОГО начала!
Отцы церкви, например, Иоанн Златоуст, учили: дьявол и его
соучастники ниспали из числа тех ангелов, которым был вверен низший мир
(по развиваемым понятиям – мир вещества, а не энергии). Установленное в
вещественном мире положение вещей, их форма, структура, содержание –
результат взаимодействия энергии и энтропии (точнее, члена ТS, где Т –
температура, то есть величина, определяемая энергией, скоростью
движения частиц). Общее понятие энтропии относится к различным степеням
свободы, которых в принципе бесконечно много, как и видов энергий. А
теперь вновь обратимся к выдающемуся толкователю православной Веры св.
Иоанну Дамаскину. "...Ему последовало и с ним ниспало бесчисленное
множество подчиненных ему ангелов..."[7].
Энергия в любом процессе первична. Ее "введение" меняет энтропию в
соответствии с общими принципами термодинамики или статистической физики
(минимум потенциала Гиббса, например). Этому представлению
соответствует, скажем, следующий богословский текст: "Поэтому они не
имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения
от Бога в целях домостроительства... При Божьем попущении они сильны
принимают и переменяют какой хотят образ, сообразно со своим
воображением". Для научного работника в области термодинамики это –
образное описание в общем виде физико-химического процесса.
– Применительно к человеку, обществу?
– А Вы вдумайтесь! Иисус Христос – социально овеществленная
сущность, Богочеловек. Антихрист – прямая ему противоположность, дьявол.
Два общественных начала – порядок и хаос, энергия и энтропия.
Человек создан по образу и подобию Божьему? Действительно, это
организованная структура, где в наиболее полной мере реализуется поток
энергии, структурирующий вещество. Предметность утверждения также
понятна: ограниченность, конечность границ структуры того, что есть
человек. В остальном – полное подобие приведенной схемы. Как в капле
воды отражен мир, так в человеке – Бог.
– Итак, порядок и хаос, энергия и энтропия... До бесконечности –
война, противостояние? Как говаривал классик: "Покой нам только
снится"... Грустно. Что говорит наука: достигнем ли мы когда-нибудь
вожделенной гармонии – с самими с собой, с окружающим миром?
– В этом смысле лучше обратиться к религии. Говорят – богословские
тексты.
– Бессильна наука и в таких общечеловеческих категориях, как любовь,
верность, милосердие...
– Наука здесь пока на заднем плане – ими также действенно оперирует
религия, "потому что Бог есть любовь" (1Иоан.4:8).
– Нравственность, духовность...
– Русская православная церковь на сегодня – в нашем "блуждающем"
мире – чуть ли не единственный и последний их оплот, системный
защитник!
– Виктор Михайлович, что Вы предлагаете?
– Церкви и научному сообществу – объединяться, а объединившись,
плодотворно на благо всех и каждого сотрудничать. Не так, как иногда
бывает: мол, ребята, давайте жить дружно – видимости, проформы ради. Но
на корневых, единых началах, которые объективно существуют.
Объединившись, мы дополним, усилим друг друга!
– Не утопия ли? Картина-то как раз обратная – повсеместно
формальные, ни к чему не обязывающие контакты с Церковью. Не смолкают и
крики, в том числе из научной среды, о клерикализации российского
общества!
– Другого пути, кроме поиска общих глубоких, фундаментальных основ,
просто нет.
Хребет естественных наук – это фундаментальные науки. В своём
развитии они движутся от простейшей формы (механической) через
относительно сложную (биологическую) к "надбиологической" (социальной)
и, несомненно, далее – к "надсоциальной". Что за смысл в этой
последовательно-логической цепочке? Не вдаваясь в детали, интуитивно –
это наиболее общие принципы организации вещества, поля, информации. По
естественному представлению – движутся науки не куда-нибудь, а к
методологии богословия, к весьма специфическим, неожиданно тонким
трактовкам наиболее сложных положений, явлений и фактов.
О духовно-нравственном потенциале, значении Церкви и не говорю.
К сотрудничеству, хотя бы к началу конструктивного диалога, наука, в
принципе, готова. Как это видно сейчас невооруженным взглядом, к XXI
веку достигнута "критическая масса" уровня знания. И как бы само собой,
естественно обрушиваются "баррикады" между религией и наукой.
– Что Церковь?
Видимо, готова и она.
Ещё в феврале 1997 года на архиерейском соборе Русской православной
церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал "стремиться
воцерквить науку, ... построить подлинно научное знание на фундаменте
богопознания". В развитие идеи смотрите, например, материалы
Международных Рождественских чтений, ежегодно проводимых в Москве под
патронажем Московского Патриархата. Надеюсь, что достаточно известны и
наши чтения, проходящие в рамках Нижегородских фестивалей
"Рождественские дни православной культуры".
Существуют, правда, субъективные трудности.
Трудности отцов Церкви – это отсутствие специальных познаний в точных
науках. И представление, что с наукой можно полностью разделить сферы
"влияния".
Трудности научных кругов – в корпоративной гордыне, снобизме,
поскольку даже простых знаний религиозных текстов часто вполне
достаточно для налаживания взаимопонимания со священнослужителями.
– И – трудности "перевода"... На протяжении нашего разговора Вы не
раз предостерегали – излагаем простым, доступным, "удобоваримым"
языком...
– Исторически сложилось так, что язык Церкви развивался в
гуманитарной среде, в общечеловеческом смысле, несмотря на относительную
сложность, он широко и достаточно понятен. Естественные же науки все
более опирались на математику, специальные термины и методологию. Был
выработан лексикон, доступный в конечном итоге узкому кругу
специалистов.
Тем не менее: Вера и Знание, как видим, нередко исповедуют одно и то
же.
– Увы – пока на разных языках... Благодарю за беседу.
г. Н.Новгород. Февраль 2010 г.
[1] Степанов В.М. Вера и Знание. Н.Новгород: ВВО МСА, НРОО
"Георгиевский Православный Союз", 2010.
[2] Премия Темплтона "за прогресс в исследованиях или открытия в
области духовных реалий" установлена в 1972 г., предоставляется живущему
человеку, который, по оценке судей, наилучшим образом воплощает "поиск
различных путей к открытиям и крупным достижениям, расширяющим
человеческое восприятие Божественного замысла и способствующим развитию
Божественного творческого потенциала". Носит имя сэра Джона Темплтона,
британского предпринимателя и бизнесмена американского происхождения, за
филантропическую деятельность посвященного в рыцари королевой
Елизаветой II в 1987 г.; до 2001 премия называлась "Премия Темплтона за
прогресс в религии" и обычно вручалась принцем Филиппом на церемонии в
Букингемском дворце.
[3] Фонд Джона Темплтона основан в 1987 г. инвестором и филантропом
Джоном Темплтоном, нынешний президент – его сын Джон М. Темплтон,
младший; миссия фонда: "служить филантропическим катализатором для
научных открытий в том, что ученые и философы называют "Большими
Вопросами". От вопросов о законах природы до природы творческого
потенциала и сознания, филантропическое видение Фонда – результат
решительной веры сэра Джона в то, что строгое исследование и
ультрасовременная ученость находятся в самом сердце новых открытий и
человеческого прогресса".
[4] Гамов Георгий Антонович, известен также как Джордж Гамов (20
февраля (4 марта) 1904, Одесса – 19 августа 1968, Боулдер) – советский и
американский физик-теоретик, астрофизик и популяризатор науки. В 1933
г. покинул СССР (невозвращенец), в 1940 г. получил гражданство США.
Член-корреспондент АН СССР (с 1932 по 1938 гг., восстановлен посмертно в
1990 г.). Член Национальной академии наук США (1953 г.).
[5] И. Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во
Сретенского монастыря, 2003. Гл. II.
[6] "Демон Максвелла" – мысленный эксперимент (1867 г.) и его
персонаж – гипотетическое разумное существо микроскопического размера,
придуманное Джеймсом Максвеллом с целью проиллюстрировать кажущийся
парадокс Второго начала термодинамики. Состоит в следующем. Предположим,
сосуд с газом разделён непроницаемой перегородкой на две части – правую
и левую. В перегородке отверстие с устройством (клапаном, находящемся в
руках демона), которое позволяет пролетать быстрым (горячим) молекулам
газа только из левой части сосуда в правую, а медленным (холодным)
молекулам – только из правой части сосуда в левую. Тогда, через большой
промежуток времени, горячие молекулы окажутся в правом сосуде, а
холодные – в левом. Таким образом, получается, что "демон Максвелла"
позволяет нагреть правую часть сосуда и охладить левую без
дополнительного подвода энергии к системе. Энтропия для системы,
состоящей из правой и левой части сосуда, в начальном состоянии больше,
чем в конечном, что противоречит термодинамическому принципу неубывания
энтропии в замкнутых системах.
[7] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры М., Изд.-во
Сретенского монастыря, 2003. Стр. 32.
|