В ночь на 13 февраля 4 тыс. американских морских пехотинцев и 1500 военнослужащих афганских правительственных войск начали крупнейшую с 2001 года операцию против талибов. Натовское командование наверняка не обойдется без победных реляций. Между тем, очевидно, даже с большим количеством военнослужащих и совершенной тактикой войска коалиции не смогут окончательно разбить движение «Талибан», отряды которого, поддерживаемые местным населением, способны бесследно исчезнуть и снова вернуться, чтобы продолжить борьбу.
США и их союзники по блоку НАТО окончательно увязли в Афганистане. Все их миротворческие усилия по-прежнему не дают ощутимого результата. Несмотря на то, что масштабные боевые действия не ведутся, а вооруженный конфликт ограничен эпизодическими террористическими действиями нынешней афганской непримиримой оппозиции, не имеющей финансовой и материальной поддержки извне, коалиционные силы альянса все равно не в состоянии успешно контролировать территорию страны, которая по-прежнему остается источником глобальной нестабильности.
Заметим, кстати, если представить, что натовцам в соответствии с их планами удастся создать действительно боеспособную афганскую армию, а затем иностранные войска уйдут, возможно, местным силам и удастся развернуть активную борьбу с терроризмом. Вместе с тем, некоторые аналитики не исключают, что новые афганские формирования могут нацелиться на присоединение к Афганистану пакистанских территорий Северо-западной пограничной провинции и Белуджистана с конечной целью создания единого Пуштунистана. Подобный расклад кардинально изменит геополитическую карту региона. Насколько это выгодно западным участникам афганской игры – остается под вопросом.
Нынешнее крайне негативное отношение афганского населения к военному присутствию НАТО в их стране убедительно свидетельствует о том, что военная кампания Запада находится под угрозой провала. Не случайно, после того как побывавший в Москве с визитом генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен просил президента России Дмитрия Медведева оказать альянсу военную помощь в афганской операции, возникло мнение, что Америка опять толкает Россию к военному присутствию в этой стране.
Существует уже немало подтверждений тому, что в 1979 году Советский Союз попал в приготовленную США западню, втянувшись в вооруженное противостояние в Афганистане. Сейчас, исходя из того, что Средняя Азия остается стратегически важным для России регионом, в котором так настойчиво стремятся утвердиться западные «партнеры», снова возникает определенная опасность того, что Россия может оказаться вовлеченной в афганскую авантюру. По крайней мере, ситуация складывается таким образом, что занять позицию стороннего наблюдателя Москве вряд ли удастся.
Возможно, лучший для РФ подход к проблеме заключается в том, чтобы способствовать возвращению Афганистана к статусу подлинно нейтрального, неприсоединившегося государства, добившись демилитаризации страны. Однако на Западе вряд ли согласятся с тем, чтобы Россия играла основную роль в этом процессе.
С этих позиций предложение альянса о том, чтобы Россия разрешила транзит через свою территорию военных грузов, является ловушкой для Москвы. Напомним, что в январе 2010 года в Брюсселе на первом после окончания войны на Кавказе заседании Совета Россия-НАТО на уровне начальников Генштабов Москва согласилась на транзит невоенных грузов для войск международной коалиции в Афганистане через территорию РФ.
Теперь же если Москва даст возможность провозить в Афганистан военные грузы, то она формально становится участником «западной» коалиции. Тем более что своих накорполицейских в помощь американцам она в регион уже отправила. Это однозначно способно подорвать политические позиции РФ в мире, а не только на мусульманском Востоке. Кроме того, хотя сейчас предложения альянса не предусматривают полномасштабного участия России в военных действиях, нет гарантий, что в какой-то момент западные участники коалиции не поставят Москву перед необходимостью послать туда солдат. А затем спокойно выведут из воюющей страны войска, как и обещали своим народам, оставив Россию один на один с талибами.