Вот и наступил Великий пост,
предшествующий Пасхе. И вновь слышны разговоры о том, что же можно,
а что нельзя есть в пост. Связано это с тем, что Русская Православная
Церковь пока, к сожалению, продолжает потакать тем священнослужителям,
которые заставляют свою паству буквально голодать, вместо того чтобы
сконцентрироваться на соблюдении поста духовного.
Вокруг Великого поста существует масса мифов и полуязыческих
поверий, которые серьезно отягощают сознание слабовоцерковленных
россиян, практически полностью утративших связь с дореволюционными
традициями. Если тогда хотя бы обрядовая сторона православной жизни
была повседневной жизнью для большей части населения страны, включая
даже адептов других религий, то сейчас те 70-80% жителей Российской
Федерации, которые называют себя «православными», знакомы с ней очень
слабо.
В принципе, посты существуют во многих религиях. Есть аналоги
православного поста в исламе. Есть посты в иудаизме. В католицизме пост
сохранился преимущественно в виде воздержанности в еде накануне Пасхи.
В целом же современные католики в соблюдении постов руководствуются
апостольской конституцией «Paenitemini», обнародованной папой Павлом VI
17 февраля 1966 г., согласно которой Великий пост (40 дней, не считая
воскресений) является периодом покаяния. То есть для католиков
сорокадневный пост – это событие исключительное.
А вот в современном же русском православии пост — обычное явление. И
даже слишком обыденное. Еще в XV веке иностранные путешественники
писали, что на Руси едят гораздо больше рыбы, чем в Западной
и Центральной Европе. И объясняли это не столько особенностями
национальной кухни, сколько количеством постных дней в году, которых
было больше, чем скоромных, то есть тех, когда можно было употреблять
в пищу любые продукты.
С тех пор, надо заметить, на Руси снизился только уровень
потребления рыбы, – количество постных дней сохранилось. И многие
священнослужители призывают эти традиции свято соблюдать, зачастую
отказывая в причастии своим прихожанам даже в светлый праздник
Воскресения Христова, то есть на Пасху. И это несмотря на то, что
по церковной традиции уж в этот-то день к причастию допускаются
«постившиеся и непостившиеся».
Корень проблемы, судя по всему, в том, что за время господства
коммунистической идеологии русское православие растратило многие
«бытовые», если их можно так назвать, навыки. Как любят апеллировать
современные православные авторы к такому известному христианскому
писателю как Иван Шмелев! Но вчитайтесь-ка в его «Лето Господне» — все
ли там постятся так строго, как призывают нынешние православные
догматики? И в Великий пост допускали для себя жители Российской
империи, где православие было государственной религией, поедание рыбы,
а некоторые – и молочных продуктов. Кроме, может быть, первой, самой
строгой великопостной недели, ну и, разумеется, Страстной,
предшествующей Пасхе.
Тогда гораздо лучше понимали прихожане храмов Русской Православной
Церкви, что духовный пост (как, кстати, в наше время постоянно
напоминал патриарх Алексий II) важнее воздержания от пищи.
Очень показательны результаты опроса, проведенного ВЦИОМом накануне
Великого поста в этом году. По данным социологов, лучше всего россияне
информированы о правилах питания в Великий пост: 61% опрошенных знают
о том, что он налагает ограничения в еде. А вот о духовной (важнейшей!)
составляющей Великого поста осведомлены лишь 23% опрошенных. Не говоря
уже о том, что о желательности сокращения времени, которое постящиеся
тратят на мирские занятия, знают 6%, а о предпочтительности воздержания
от секса и увеселительных мероприятий — и вовсе по 4%. А ведь
в дореволюционной России актеры в Великий пост буквально голодали, —
так сильна была традиция отказа от «праздных увеселений».
И эта духовная дикость и практически явное язычество большинства
россиян, включая и тех, кто сам относит себя к православным, и даже
некоторых священнослужителей, — результат не только «коммунистического
пленения». За последние 20 лет, прошедшие с развала СССР, РПЦ лишь
слегка, робко, в основном в посланиях и проповедях патриарха и наиболее
образованной части православного священства, пыталась объяснять, в чем
истинный смысл поста.
Ну а общество, как показывают опросы, или не желало, или было
морально не готово эти объяснения слушать и понимать. «Ошибается тот,
кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит
Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение
гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи
и клятвопреступления».
Но так называемые «фундаменталисты» внутри РПЦ набирали силу и все
больше опирались в своих «постных» пояснениях не на отцов Церкви, а на
собственный опыт и на монастырский устав. Их мало волновало, что
и в правилах Православной Церкви, перечисленных, например, в Типиконе
(уставе, сложившемся в РПЦ около 17 века), строгость поста различна для
монахов и мирян.
Ведь приходящие в храм бывшие советские граждане страшно дики,
считали многие православные священники, и до знаний, до свободы воли их
допускать еще рано. Пусть поизнуряют свою плоть, как монахи, может,
тогда и разум просветлится, думали они. И своими запретами отвращали
значительную часть потенциальных прихожан от Церкви, вредя здоровью тех
старушек, которые, в соответствии с монастырским уставом, даже постное
масло позволяли себе в Великий пост употреблять лишь по воскресным дням.
Однако в молитвах говорится: «Поститесь постом приятным». Это
значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно
приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или,
наоборот, совсем нестрого, обращая главное внимание на очищение своей
души.
И позиция РПЦ вроде бы постепенно меняется. Практически сразу же
после посвящения митрополита Кирилла в сан патриарха, уже весной
прошлого года, раздались первые успокаивающие паству замечания,
прозвучавшие из окружения нового главы РПЦ. В частности, о том, что,
собственно, в Священном писании нет запрета на секс во время поста.
Казалось бы, пора сделать и следующий шаг – начать широко объяснять
духовную суть поста, чтобы из едва ли не «секты самобичевателей», как
часто представляют РПЦ сегодня «идейные атеисты», превратиться
в современную христианскую конфессию, слова и призывы которой помогут
большей части общества вернуться к Богу.
Показательно, что патриарх Кирилл сказал в одной из своих недавних
проповедей как раз о тех, кто за отказом от животной пищи забывает
о главной, духовной сущности поста: «Похоть плоти ― это и есть
нарушение внутреннего баланса сил человеческих, нарушение целостности
человеческого бытия, когда забота о плоти захватывает всего человека,
когда забота о духе исчезает или перемещается на периферию жизни».
Остался только один шаг – объяснить, как похожи те, кто думает только
об умерщвлении плоти, забывая о духовной сущности поста, на тех, кто
постоянно предается греху чревоугодия.
Но в Прощеное воскресенье Кирилл также сказал: «Я сознаю, что как
патриарх могу кого-то обижать своими делами, своими словами. Кто-то,
может быть, неправильно понимает мои слова и намерения, — такие люди
существуют. Иногда эти люди реагируют через прессу, через средства
массовой информации, и, читая об этом, я очень часто убеждаюсь в том,
что это реакция на неправильно понятые слова, которая не имеет под
собой подлинной причины». И, видимо, этот страх вызвать новый всплеск
раздражения со стороны наиболее консервативной части Церкви и паствы
сегодня является для предстоятеля РПЦ главным.
Трудно сомневаться в том, что Кирилл понимает, как некоторые,
не самые серьезные, архаизмы мешают РПЦ стать настоящим проводником
на пути современного атеистического, а точнее — скорее
суеверно-языческого, российского общества к Богу. Но избежать новых
конфликтов и расколов внутри самой Церкви для него, видимо, сейчас
важнее. А с «сектантскими» суевериями придется бороться позднее.
Пока же телеканалы, газеты и интернет-сайты будут внушать, что «в
течение всего Великого поста Православная Церковь призывает верующих
воздерживаться от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том
числе и в составе различных блюд». А о том, что в эти дни лучше
молиться, чем бороться с рукотворным голодом, к сожалению, узнают
немногие.