Американский политолог Вали Наср о
противостоянии западной и исламской культур, границах толерантности и
дефиците капитализма в мусульманском мире.
"Шпигель": Господин Наср! В Европе идет бурная
дискуссия о том, как интегрировать мусульман в западную цивилизацию и
сколько толерантности по отношению к ним должно проявлять современное
общество. Обсуждаются такие темы, как запрет на строительство минаретов
в Швейцарии, угрозы в адрес датских карикатуристов, позволивших себе
шутить по поводу ислама, и право мусульманок во Франции носить паранджу
в общественных учреждениях. Есть ли способ интегрировать мусульман
всерьез и надолго?
Наср: Не думаю, что к какому-то прогрессу в этой
области можно прийти через противостояние. Не верю и в то, что может
помочь призыв к мусульманам стать другими. Единственный путь ведет
через хозяйственную деятельность. Нужно облегчить мусульманам
интеграцию в глобальную экономику.
"Шпигель": И вы действительно верите, что рост благосостояния постепенно ликвидирует различия в культурах и вере?
Наср: Пожалуй, да. На культурном уровне отношения
между Западом и мусульманами полны конфликтов, но в конце концов
улучшение экономического положения мусульман приведет к изменению
системы ценностей и отношений в исламе, как этого Запад и желает. Я
считаю, это намного лучше, чем отказывать мусульманам в признании и
вступать с ними в идеологическую конфронтацию.
"Шпигель": Но пока наши представления о ценностях еще сильно расходятся. Где бы вы сейчас провели границы толерантности?
Наср: На всем протяжении истории преобразования
происходили постепенно. Они были связаны с индустриализацией и тем
техническим и экономическим потенциалом, который на этой почве
возникал. Главная проблема не толерантность, а как сделать так, чтобы
мусульмане и Запад пришли к единым ценностям. Здесь ответ очевиден: к
этому приведут капитализм, расширение рынков, глобализация.
Толерантность - категория этическая, а общие хозяйственные интересы
создают узы гораздо более прочные. Вместо того, чтобы рассуждать о
терпимом отношении, следовало бы сделать ставку на исторические силы,
способные привести Запад и мусульман к общности ценностей.
"Шпигель": У Запада не хватит терпения ждать, пока
все это образуется. Он чувствует угрозу со стороны терроризма и
фундаментализма.
Наср: Раз уж речь зашла об экстремизме, возьмите в
качестве примера Индонезию. В 2002 году там бушевал террор, страна на
значительной части Юго-Восточной Азии считалась оплотом радикального
исламизма. А сегодня Индонезия, правда, все еще дает приют террористам,
но в целом идет в другом направлении. Президент, придерживающийся
умеренных взглядов, победил конкурентов из лагеря фундаменталистов,
группировка "Джемаа Исламия" ослаблена - прежде всего, потому, что
население не в экстремизме заинтересовано, а в экономике и торговле.
Тому, кто наблюдает за масштабными историческими процессами, не следует
фиксировать взгляд на одном временном отрезке - важнее определять
направление тенденций.
"Шпигель": Может быть, Запад переоценивает влияние экстремизма на ислам?
Наср: Религиозный экстремизм - проблема серьезная.
И недооценивать ее не следует. В значительной части исламского мира он
пока будет оставаться доминирующей силой. Но это лишь одна из сил,
существующая наряду с другими. Западные СМИ излишне концентрируют свое
внимание на экстремизме. Политики и интеллектуалы должны быть в
состоянии отвести ему то место, которое он реально занимает. Как можно
его победить? Наверняка этого не добиться, если мы здесь, на Западе,
станем учить мусульман морали и нравственности. Одолеть экстремизм
смогут только сами мусульмане, та их часть, которая поймет, что джихад
идет в ущерб их предприятиям.
"Шпигель": Вы имеете в виду среднее сословие, уже ставшее многочисленным и процветающим?
Наср: Да, нужно такое состояние экономики, которое
породит тот класс, что за последние десятилетия изменил и Европу. То
среднее сословие, которое в последние годы, например, в Турции,
Бразилии и Малайзии, повернулось к открытым рынкам и пользуется
преимуществами глобализации.
"Шпигель": Вы утверждаете, что исламским миром
движут не идеологии ХХ века - национализм, коммунизм, исламизм, - а
стремление людей зарабатывать деньги. Тогда почему же не прекращается
террор?
Наср: Исламский мир большой, между Атлантическим и
Тихим океанами, от Сибири до Центральной Африки тенденций много.
Переход от идеологии к рыночной экономике в бывшем Восточном блоке был
суровым, но все-таки аналогичный процесс в исламском мире намного
жестче. Потому что во многих мусульманских странах джихадизм активно
борется против принципов экономики. Там, где с экономической
интеграцией наибольшие трудности - в Сомали, Афганистане, Йемене и
Пакистане, - экстремизм наиболее силен.
"Шпигель": И как же Западу действовать в этих странах?
Наср: А нужно начинать не с тех гроздьев, которые
"зуб неймет", а с тех, до которых можно дотянуться, с таких стран, как
Турция, Индонезия, Малайзия. Так мы будем способствовать рождению силы,
которая сможет действовать внутри самого исламского мира. Например,
Дубай, несмотря на нынешние проблемы, показал мусульманам: в течение
суток каждый может получить стационарный телефон, а в течение недели -
паспорт. Это реально. И показали это не мы, западники, а одни арабы
другим арабам.
"Шпигель": Но как помочь, да еще и быстро, таким странам, как Афганистан или Йемен?
Наср: Мы часто спешим помочь самым обездоленным, и
это правильно: им нужна наша помощь, например, в создании
инфраструктуры, системы воспитания, основ экономики. Но иногда разумно
оказать содействие тем, кто уже добился сдвигов к лучшему, или тем, кто
на пороге к успеху, например, Тунису, Марокко, Иордании.
"Шпигель": Важный, хотя и противоречивый пример -
Саудовская Аравия. Там есть многочисленный средний класс и даже
просвещенный король. И все-таки страна экспортирует
ультраконсервативную идеологию.
Наср: Средний класс в Саудовской Аравии не
естественный - он благ не производит, он ими пользуется. Теми благами,
которые приносит нефть. Государству этот средний класс ничего не дает,
оно может обходиться без налоговых поступлений от него. Нечто похожее
было в семидесятые годы в Иране. И там среднее сословие не выполнило
своей исторической миссии. Не достаточно, чтобы оно просто существовало
и, может быть, даже мыслило в светских категориях. Важно, чтобы оно
занималось бизнесом, производило блага. Когда в Турции в прошлом году
пошли слухи о военном путче, один правоверный коммерсант мне сказал:
"Это не страшно. Кто бы ни пришел к власти, он будет вынужден слушаться
нас, деловых людей, ведь оплачиваем правительство мы".
"Шпигель": Быть может, исламскому миру кроме
экономических преобразований нужна и духовная реформация, подобная той,
какую христианство пережило в XVI веке?
Наср: Мы иногда забываем, сколько всего
происходило в процессе этой реформации. Женева Жана Кальвина или
Шотландия Джона Нокса очень походили на нынешний Кабул, полный талибов.
Деятели реформации были не либералами, а пуританами. А Шотландия стала
родиной промышленной революции благодаря коммерции. Если перенести это
на современный ислам, как и тогдашние сторонники пуританства,
самозваные ловцы душ вроде Усамы бен Ладена и Махмуда Ахмадинежада
проповедуют всего лишь свою, упрощенную версию ислама. Нам нужны не
мусульманские Кальвин и Нокс, сегодня время созрело для мусульманского
Адама Смита.
"Шпигель": Кто же способен реформировать ислам?
Наср: Не стоит ожидать, что реформатором станет
кто-то из просвещенных исламских лидеров. Вряд ли на это окажется
способен и интеллектуал, угодный Западу. Это будут бизнесмены,
предприниматели, которые в свою очередь поддержат достойных мыслителей.
Уже сегодня турецкие, азиатские, арабские дельцы помогают деньгами
проповедникам, несущим удобную для них религию. И так возникают
феномены типа популярного египетского телепроповедника Амра Халида,
находящего сторонников именно среди молодых мусульман из среднего
класса.
"Шпигель": Как вы объясняете то обстоятельство,
что большинство исламистских террористов - выходцы именно из того
среднего сословия, на которое вы возлагаете надежды? Ведь и Омар Фарук
Абдулмуталлаб, пытавшийся совершить теракт в Детройте, имеет вполне
состоятельного отца - политика и предпринимателя.
Наср: Терроризм изначально связан со средним
сословием. Из этого класса вышел Че Гевара, равно как и "Красные
бригады" и члены группы Баадера-Майнхоф. Да и Усама бен Ладен, как и
его заместитель Айман аль-Завахири, тоже из среднего класса. В этом
исламский терроризм не отличается от левого терроризма семидесятых
годов. Но решающую роль играют не отдельные сынки и дочки
добропорядочных буржуа, ударившиеся в радикализм, а то,
солидаризируется ли средний класс как целое с терроризмом. В Германии,
Италии и Америке этого не случилось, и потому терроризм как пришел, так
и ушел. Аналогично это должно произойти и в исламском мире. Хороший
пример этому - Индонезия, и отец Абдулмуталлаба тоже, который своего
сына не поддержал, а пошел к властям и заявил: "Сделайте же что-нибудь!"
"Шпигель": Но почему в таком случае мусульманские
элиты не готовы отмежеваться от деяний террористов? Почему нет ни
восстаний, ни демонстраций против них?
Наср: В исламском мире слишком мало государств,
граждане которых сознают, что террористы покушаются на жизненно важные
для них интересы. Люди, которым не надо беспокоиться, продаются ли их
товары за рубежом, не работающие в частном секторе и потому от таких
событий напрямую не зависящие, могут считать, что их все это не
касается. Но если правительство такой страны продолжает получать помощь
на развитие, а все государственные служащие свои оклады - независимо от
того, что делают террористы, - то какая же необходимость кому-то
выходить на улицу и устраивать демонстрацию против террористов?
"Шпигель": А такая, что от террористических актов страдают сами мусульмане.
Наср: Кто увидит угрозу для своего материального
существования, тот без сомнения поднимется против террористов. Когда
группировки типа "Исламского джихада" в девяностые годы стали нападать
на отпускников-иностранцев и египетские туристические компании начали
нести миллиардные убытки, высшие чиновники не замедлили сдать
террористов своим же спецслужбам. Когда же теракты направлены против
Запада, ситуация иная. Просто потому, что мало кто осознает: в главном
интересы мусульман и Запада совпадают.
"Шпигель": Но на словах это звучит неубедительно.
Наср: Верно. Террористам гораздо проще убеждать
людей в том, что ислам - вера сильных мужчин. Смотрите, я ненавижу
Запад, я восстаю против него! В исламском мире никто себе всерьез не
задает вопроса, во сколько ему обходится эта "идеология мачизма".
Потому что многим ничего платить и не приходится.
"Шпигель": Но и одними лишь этическими нормами обосновать эту общность интересов невозможно.
Наср: Этика часто формируется только тогда, когда
уже есть ощутимые экономические интересы, делающие необходимой
совокупность норм поведения. Экономика рождает этику. Еще раз отмечу:
исламский мир - последняя часть планеты, еще не вовлеченная в
кругооборот глобальной экономики. Я думаю, именно это объясняет
осложнения между миром ислама и Западом гораздо убедительнее, чем все
культурные и религиозные различия. Их в конечном счете можно преодолеть
только с помощью экономики. Даже если признать, что между нами
существует глубокая цивилизационная пропасть, навести мосты можно
только, используя хозяйственные связи. Ведь так было и на самом Западе:
религию преобразил капитализм, и он же определяет культуру и политику.
"Шпигель": Но западный капитализм только что пережил один из самых тяжелых кризисов в своей истории.
Наср: Это так. И все-таки: мы можем много говорить
об ошибках спекулятивного капитализма последних лет. Но никто не
возразит, что в последние десятилетия именно глобализация позволила
сделать скачок вперед Южной Корее, Тайваню, Бразилии, Индии и Китаю.
Спору нет: капитализм нуждается в государственном регулировании, и
Запад сейчас над этим размышляет. Возможно, в последние годы Запад
понес очень большой урон потому, что капитализм регулировали
недостаточно. Но исламский мир страдает от дефицита самого капитализма.
"Шпигель": Господин Наср, мы благодарим вас за эту беседу.
ДОСЬЕ
Вали НАСРУ сорок девять лет, он родился в Тегеране
и считается одним из ведущих современных исламоведов. В своей недавно
вышедшей книге "Судьбоносные силы" он описывает становление нового
исламского среднего класса. Спецпредставитель США по Афганистану Ричард
Холбрук назначил его в январе 2009 года своим главным консультантом.