Самые
клишированные СМИ и распространенные во многих странах стереотипы об
исламе – терроризм, «преступления чести», фундаментализм, угнетение
женщин – стали темами фильмов, представленных в этом году на Берлинском
кинофестивале. Однако двигала их создателями вовсе не погоня за
дешевыми сенсациями: такие картины как "На тропе", "Шахада", "Когда мы
уйдем", "Меня зовут Хан" предлагают новый взгляд на ислам.
"Понадобилось почти десять лет после 11 сентября, но эти темы наконец
переходят из заголовков газет на киноэкраны, - цитирует режиссера
"Шахады" Бурхана Курбани агентство "Reuters". – Мы должны говорить о
таких вещах".
В "Шахаде" ("Свидетельство веры"), премьера которой состоится сегодня
на Берлинском международном кинофестивале, трое совершенно разных
мусульман, живущих в Германии, пытаются, насколько возможно, сочетать
свою религию с местной культурой, иными словами, как это модно сейчас
называть в Европе, "стараются определить свою религиозную и культурную
идентичность". Попутно фильм рассказывает об отношении ислама к
гомосексуализму и правам женщин, а также о том, как трудно иногда быть
мусульманином в преимущественно христианской стране.
"Я выучил "Отче наш" раньше чем "Фатиху" (первую суру Корана). –
говорит Курбани, в раннем детстве переехавший с родителями в Германию
из Афганистана. – Частично это фильм о тех противоречиях, которые
существуют между двумя культурами, о том, как жить в культурной среде,
к которой на самом деле не принадлежишь. Раздвоение личности".
Это раздвоение личности Курбани испытал на собственной шкуре.
"Существующие в СМИ клише очень устойчивы, - говорит он. – Даже я, хоть
и мусульманин, с подозрением отношусь к мусульманам вообще. Мы очень
ленивы и просто заглатываем то, чем нас потчуют СМИ. Нам так уютно в
своем страхе перед этой культурой, что мы не пытаемся ничего узнать и
не задаем вопросов. Для меня этот фильм – попытка обратиться к исламу и
начать диалог. Сподвигнуть людей говорить об исламе".
Такая же цель – заставить людей говорить об исламе – и у звезды
индийского кино Шаха Рикха Хана, чья картина "Меня зовут Хан"
демонстрировалась в Берлине в минувшую пятницу. В отличие от
болливудских боевиков и любовных историй, в которых обычно снимается
знаменитый актер, в этом фильме рассказывается о человеке, которого
арестовали и стали допрашивать в американском аэропорту Ньюа?рк только
из-за того, что у него было "мусульманское" имя.
В фильме "На тропе", с показа которого в прошлый четверг и начался
фестиваль, режиссер Жасмина Збанич пытается понять, откуда берется
исламский фундаментализм в ее родной Боснии. Молодая "либеральная"
мусульманка Люна начинает сомневаться в своей любви к мужу Амару когда
он, обычно не выходивший из запоя, вдруг решает "завязать", в чем ему
помогают местные "ваххабиты".
Как и в "Шахаде", у Збанич все оказывается не так просто: исламский
фундаментализм, которым СМИ пугают сытых европейцев, это по сути
возвращение к основам религии, очищение от всего наносного, что вовсе
не так уж плохо.
Но, возможно, самый необычный фильм на "горячую" исламскую тему это
дебют австрийца Фео Аладага "Когда мы уйдем". Живущая в Германии
турчанка Умэй решила оставить мужа, из-за чего ее семью стала избегать
вся местная турецкая община. И тогда отец решает, что ее надо убить.
Постепенно зрителям становится ясно, что убийства "за честь семьи",
которые западные СМИ представляют как крайнее выражение исламского
фундаментализма, на самом деле к религиозной идеологии не имеют
никакого отношения.
"Убийства чести гораздо старше чем ислам, чем любая религия, -
утверждает Аладаг. – В Коране о них ничего не говорится. Называть их
исламскими это значит злоупотреблять религией".
"СМИ всегда изображают ислам в черно-белом цвете. Никто на самом деле
не говорит о нем серьезно", - согласна с начинающим австрийским
режиссером боснийка Збанич. "Я надеюсь, что мой фильм поможет начать
диалог, - выражает она мнение всех режиссеров, представляющих
"исламскую тему" на нынешнем Берлинале. – До сих пор диалога не было,
мы только старались перекричать друг друга. Теперь аудитория фестиваля
может увидеть обе стороны вопроса".