История редко развивается плавно или равномерно. Наоборот, она
имеет тенденцию двигаться скачками через череду основных событий:
сражений, убийств, переворотов ‑ последствия которых сказываются в
течение многих лет.
Спустя тридцать один год после
революции, изгнавшей шаха и привнесшей исламские законы в Иран, для
страны наступил решающий момент. Безусловно, мы не знаем степени,
направления или темпов изменений. Что мы действительно знаем ‑ это то,
что происходящее в Иране существенно затрагивает не только саму страну,
но и весь Ближний Восток и зарубежье.
Одним из направлений
будущего для Ирана может быть продолжением того, что уже существует, то
есть, Иран, которым управляют консервативные клерикалы и агрессивные
Стражи Революции, причем последние все более и более одерживают победу.
Тогда иранский режим продолжит жестоко подавлять своих внутренних
противников, вмешиваться во внутренние дела Ирака и Афганистана,
вооружать и снабжать деньгами Хезболлу и Хамас и, самое главное,
развивать возможности создания одного или более видов ядерного оружия и
средств его доставки.
Возможность такого будущего подарило бы
миру суровый выбор: или согласиться с Ираном, который обладает или
может быстро создать ядерное устройство, или запустить превентивную
военную атаку, разработанную для разрушения большей части объектов
иранской ядерной программы.
Появление Ирана как государства,
владеющего ядерным оружием, почти наверняка подвигло бы некоторые
основные страны мусульман-суннитов (Турция, Египет и Саудовская Аравия,
те, что приходят на ум) начать ускоренными темпами реализацию программы
создания или разработки собственного ядерного оружия. Ближний Восток,
включающий несколько ядерных государств, является верным «рецептом»
возникновения катастрофы.
Вооруженное нападение Соединенных
Штатов, Израиля, или обеих стран, на ядерные установки Ирана ‑ другая
возможность. Негативная сторона такой перспективы состоит в том, что
Иран, вероятно, принял бы ответные меры против американских интересов и
их присутствия в Ираке и Афганистане и использовал бы Хамас и Хезболлу
против Израиля и других стран. Иран может также вмешаться в нефтяной
трафик, что приведет к резкому скачку цен и нанесет дальнейший удар по
американскому и глобальному восстановлению экономики.
Кроме
того, в то время как превентивный удар задержал бы ядерные усилия
Ирана, он бы не помешал режиму восстановить их и мог бы также создать
условия, вызывающие проблемы для внутренних противников режима. Но,
несмотря на эти потенциальные недостатки, вооруженное нападение на
ядерные объекты Ирана будет и должно остаться четкой возможностью,
ввиду огромных стратегических издержек из-за наличия у Ирана ядерного
оружия.
Именно чтобы не допустить необходимости делать трудный
выбор: или жить с Ираном, имеющим ядерное оружие, или напасть на него,
пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия провели
переговоры по ограничению ядерной программы Ирана и введению
международного контроля. Россию и Китай, которые, согласно их
заявлениям, также выступают против ядерного оружия в Иране, теперь
вынуждают одобрить новые, жесткие санкции, чтобы увеличить уверенность
в том, что этого не случится. Но если история только задает
направление, то даже строгих санкций, возможно, недостаточно, чтобы
убедить правителей Ирана провести конструктивные переговоры и внести
значительные ограничения в их ядерные программы.
Эти соображения
увеличивают перспективу попыток осуществления альтернативного будущего:
Иран с политическим руководством, которое ведет себя умеренно и дома, и
за рубежом, и воздерживается от разработки ядерного оружия или
чего-нибудь похожего на это.
Кроме обеспечения лучшей жизни для
70 миллионов населения Ирана, политические изменения там ослабили бы и
Хамас, и Хезболлу, таким образом усиливая положение «умеренных» на
Западном берегу и в Секторе Газа и улучшая перспективы мирного
сосуществования Израиля с палестинцами. Более умеренный Иран также
заставил бы Турцию пересмотреть свои недавние ухудшения отношений с
Западом и привести Сирию к переосмыслению своей внешней политики,
которая создаст реальную возможность израильской мирной сделки с
Дамаском. Были бы также улучшены перспективы Ирака как успешной страны,
живущей в мире с собой и со своими соседями.
В истории редко
случается, чтобы такие разные, но приемлемые пути вышли из общей точки.
Не трудно, однако, определить, какой из путей предпочтителен.
Именно
поэтому требуются дополнительные меры для улучшения перспектив
политических изменений, призывающих иранское правительство жить в мире
со своим собственным населением и соседями. Такие меры включают помощь
движению «Зеленых», с тем чтобы они могли сохранить доступ в Интернет,
введение дополнительных санкций по отношению к Стражам Революции и
публичная поддержка политических и юридических права иранского
населения.
Некоторые правительства и отдельные лица, вероятно,
будут сопротивляться этим предложениям, полагая, что такое
вмешательство составляет недозволенное вторжение в суверенитет Ирана.
Но в сегодняшнем мире то, что происходит в Иране, является не только
личным делом Ирана. Правительство Ирана имеет право на владение атомной
энергией для выработки электричества, но не для ядерного оружия. У него
также есть обязательства по отношению к соседям, мировому сообществу
(чтобы не поддерживать терроризм, например) и своим гражданам. Мир не
должен находиться в бездействии, в то время как режим Ирана не в
состоянии выполнять эти обязательства.