Люди бизнеса, которые вынуждены двигаться вперед по-настоящему, уже
учатся разборчивости как в "новейшем", так и в "устаревшем".
Безоговорочное принятие всего нового становится уделом плебса, признаком
распущенности.
Один мой знакомый ребенок думает, что авоська − это рассеянный
человек. Другой не понимает, что такое "тик-так", потому что все часы
вокруг него ходят, но молчат. А про третьего папаша рассказывает, что
недавно он вместо "пока" в конце телефонного разговора сказал ему "ну
все, клади трубку", и мама увидела, как ребенок, не сбрасывая вызова,
положил свой мобильник на подоконник.
Для детей прошедшее время мертво, признаки позавчерашнего образа
жизни их не возбуждают. Зато они стучатся в сердца их родителей – и чем
быстрее раскручивается спираль прогресса, тем настойчивее этот стук. В
наши еще вполне молодые головы все чаще приходит стариковская мысль: а
ради чего мы отказываемся от устаревших технологий? Может, не надо?
И кто вообще вынес этот приговор? Кто сказал, что эти технологии
устаревшие, несовременные? Маркетологи и рекламщики? Так ведь у них
работа такая − постоянно дискриминировать то, что мы имеем, ради того,
что мы можем купить. Изо дня в день формировать иллюзию ущербности
прошлого и даже настоящего. В результате мы стремительно бежим вперед,
разбрасывая по дороге очень ценные и нужные вещи. И в какой-то момент
понимаем, что остаемся без них, как без рук. Да, я говорю не о банальной
ностальгии, а именно о практической нехватке того, чем мы привыкли
забивать, в лучшем случае, чердаки, а в худшем − помойки.
Вы еще помните, что такое диафильмы? Вы не можете этого не помнить.
Это был целый ритуал: сначала мама вывешивает на стену простыню, потом
открывает тяжелый проектор, затем вместе с ней вы продеваете пленку
через все нужные пазухи и, наконец, вот она − волшебная картинка. Одна,
вторая третья. И мамин голос, который читает уже выученный вами наизусть
текст. Да, это не 3D, не компьютерная графика и даже не классический
мультфильм. Это намного лучше. Спросите у вашего детского психолога, и
он подтвердит: диафильм − замечательное средство общения родителя с
ребенком и мощное средство развития детского воображения. Большинство
современных мультиков отключают творческий аппарат, вынуждают сознание
ребенка плыть по течению. Диафильм − совсем другое дело. Глядя на
скромные картинки, ребенок оживляет их в своем воображении, домысливает
ситуации, учится конструировать жизненные сюжеты и стратегии.
Или взять, например, стационарный телефон. Дисковый и с трубой на
проводе. На мой взгляд, в домашних условиях он гораздо лучше мобильного и
даже радиотелефона образца девяностых. Да, диском номер набирается
дольше, но зато как успокаивает сам процесс! Да, с пристегнутой к
аппарату трубкой невозможно свободно перемещаться по квартире, зато это
позволяет говорить меньше и концентрироваться на разговоре. Не говоря
уже о том, что такой телефон, в отличие от мобильного, не теряется и не
сверлит излучением мозги. Ну, и, наконец, стационарный телефон − это
элемент организации жизненного пространства. Там, где он живет, всегда
уютно, это место с годами обрастает каким-то особым флером, становится
семейной ценностью.
Или вот радиоточка. Ее, в отличие от вышеперечисленного, совсем не
жалко, за исключением одного − утренней гимнастики. Как она
организовывала время! Как с утра настраивала на позитивный лад! А какое
колдовское воздействие имела фраза "переходим к водным процедурам"! Мне
тут подсказывают, что в диапазоне FM и сегодня есть нечто подобное. Но
это не то. Когда выбор радиостанций слишком велик, традиции
взаимодействия с радиоприемником не клеятся, не налаживаются.
Я уже не говорю о преимуществе авосек перед целлофановыми пакетами,
высоких потолков перед низкими, об особом очаровании собственноручного
печатания фотографий − по ночам, в ванной комнате, при красном свете. О
медленных, но безумно приятных бумажных письмах. О печатной машинке,
которая, в отличие от всепрощающего компьютера, приучает к стройности
мышления. А какую важную социальную роль играли автоматы с газировкой.
Они спаивали советское общество воедино, морально цементировали его.
Всего за 3 копейки с сиропом или за 1 без сиропа ты покупал чувство
близости с ближним. Эти автоматы были чем-то вроде инструмента
советского причастия. У каждого гражданина внутри была частичка другого
гражданина − или хотя бы ощущение, что она там есть. Плюс вера в
доминирующую честность: ведь никто не воровал стаканы, только в конце
90-х их стали менять на пивные кружки с ручкой, за которую можно было их
пристегнуть. Что? Антисанитария? Ну, не знаю. Едва ли в те времена
эпидемий и отравлений было больше, чем в сегодняшнем царстве бездушной
пластиковой посуды. Во всяком случае, мой личный желудок в восьмидесятых
расстраивался гораздо реже, чем в девяностых и нулевых.
Так что же, если не иллюзия, заставляет нас постоянно бросать одни
полезные вещи ради других, еще не проверенных временем? Стремление не
упустить конкурентные преимущества? Я тоже так думал, пока не узнал,
что, к примеру, весьма успешный основатель и владелец сети магазинов
"Экспедиция" Александр Кравцов не пользуется компьютером. Вообще. И даже
ежедневником. Все, что ему нужно, он записывает на бумажных листах
формата А4 и, как только исполняет записанное, тут же их выбрасывает. А
когда моя изумленная коллега по "Русскому репортеру" Ольга Тимофеева
спросила у него: "Как же вы руководите?!" − он открыл ей страшную тайну:
"Большая часть эффективных первых лиц, которых я знаю, предпочитает не
пользоваться компьютером. Сто лет назад у серьезных предпринимателей все
дела были в большем порядке, чем у пользователей ПК. Я не враг
прогресса. Мешает не компьютер, мешает избыточность плохо переработанной
информации.
Новейшие технологии как инструмент движения вперед − это миф,
навязанный их разработчиками и производителями. Более того, именно
новейшие технологии часто становятся тормозом прогресса, если только
понимать под ним не скорость осуществления процесса, а эффективность
полученного результата. И люди бизнеса, которые вынуждены двигаться
вперед по-настоящему, уже учатся разборчивости как в "новейшем", так и в
"устаревшем". Безоговорочное принятие всего нового становится уделом
плебса, признаком распущенности. Даже церковь на днях озаботилась
вопросами террора со стороны не в меру многочисленных плодов
цивилизации. Правда, пока не наша церковь, а англиканская. Епископы с
Альбиона призвали верующих британцев во время Великого поста осваивать
новые формы воздержания − отказаться от использования современной
техники и электроники. Для сегодняшнего человека это намного труднее,
нежели просто не есть мяса, считают представители духовенства.
Рекомендации просты: ужинать при свечах, самим выращивать овощи на
участке перед домом, сэкономленное время посвятить живому общению с
близкими и друзьями, а сэкономленные деньги пожертвовать
благотворительным организациям, помогающим людям в бедных странах. Пусть
купят им побольше современной техники и электроники.