Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Драма боснийского режиссера изучает то, как могут
уживаться друг с другом люди, привыкшие к мультикультурализму западного
общества, и те, кто строго придерживается принципов ислама.
Фильм
«На пути» («On the Path»), премьера которого состоялась на
кинофестивале в Берлине в четверг, прежде всего это история любви между
Луной и Амаром – мусульманами по рождения, которые живут обычной жизнью
молодой пары из Сараево.
Однако все меняется, когда потерявший
работу Амар вступает в мусульманскую общину на далеком острове, где его
вера оживает.
Он усваивает более ортодоксальный подход к
религии, отношениям и жизни в целом.
Амар прекращает употреблять
спиртное, курить, отказывается от секса до свадьбы и считает, что
неспособность пары зачать ребенка является наказанием Аллаха за
греховную жизнь.
Луна не может смириться с переменами, которые
произошли в любимом, проблема обостряется, когда она видит, как друг
Амара взял еще одну жену, что, по ее мнению, противозаконно.
Амар
считает, что законы Аллаха выше человеческих, таким образом фильм
затрагивает еще одну важную проблему.
По словам режиссера Ясмилы
Жбанич, «Амар соскальзывает в более радикальную форму религии, его
захватывают идеи ваххабизма».
В последние годы в Боснии
значительно увеличилось количество последователей ваххабизма. Частично
это объясняется влиянием иностранных мусульман, воевавших на стороне
Боснии в войне 1992-1995 г.г.
Эта тенденция получила освещение в
прессе после недавнего полицейского рейда в боснийской деревне, которая
стала пристанищем для ваххабитов. В результате налета семь человек были
арестованы, захвачено оружие и боеприпасы.
Фильм не
судит
«Мне было не интересно документально отображать
события, мне хотелось снять историю любви, ответить на вопрос: что
происходит когда партнер внезапно меняется, как мы на это реагируем»,
сказала Ясмила Жбанич в интервью Reuters.
Амар уверен, что
выбрал правильный путь, который приведет его к миру и спокойствию.
Реакция Луны узнаваема для большей части западной аудитории, ее не
устраивают перемены в Амаре, она пытается заставить его вернуться к
привычному для них образу жизни.
Большинство персонажей все еще
помнят ужасы войны, многие обращаются к консервативному исламу, чтобы
справиться с этим.
«Сейчас мир намного более религиозен, чем
раньше», сказала Жбанич, которой пришла в голову идея фильма, когда
мусульманин отказался пожать ей руку при встрече.
«В случае
Боснии, ученые говорят, что обращение к религии является последствием
послевоенной депрессии и неудовлетворенности», говорит режиссер,
получившая награду Золотой медведь за свой дебютный фильм «Грбавица»
(Grbavica), признанный лучшим на Берлинале 2006.
«Религия вошла в
нашу систему образования – от детских садов до начальных школ. Этого не
было до войны».
|