Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Православие и ислам — самые крупные конфессии в России. Они действуют в
едином взаимозависимом пространстве, и потому с каждым годом всё острее
ощущается потребность во взаимопонимании, отсутствие которого угрожает
самому будущему нашей страны. В связи с этим вполне естественно желание
понять иную культуру, иное мировоззрение. В частности, представляется
чрезвычайно нужным и полезным рассмотреть (пусть и вкратце!) социальные
учения православия и ислама, в которых, несмотря на все существующие
отличия, имеются, на наш взгляд, и определенные точки соприкосновения.
Ведь не случайно мусульмане и православные сходятся на мысли, что
религия — это движущая сила истории и социального прогресса, считая
также, что все негативные явления в современном мире объясняются отказом
людей следовать богоустановленным нормам, секуляризацией общества.
Что же касается различий между обеими религиями, то они,
прежде всего, обнаруживаются, пожалуй, в понимании борьбы за веру.
Православие переносит её исключительно в область духа, призывает
человека бороться с грехом в себе, сосредоточивая внимание на внутреннем
состоянии. Идеологи же ислама нередко трактуют "борьбу во имя веры" в
буквальном смысле. По этой причине православная церковь и мусульманская
мечеть по-разному представляют себе служение обществу. Несмотря на то,
что церковь не отстраняется от того, что происходит во внешнем мире, её
вклад в создание справедливого общества строится на изменении
внутреннего состояния людей, что должно способствовать искоренению лжи и
лицемерия. Да, признаётся, что государство и власть имеют божественное
происхождение, они призваны оградить личность и общество от проявления
греха, более того — евангельский принцип гласит: "Нет власти не от
Бога!" — и всякий, кто противится ей, противится богоустановленному
порядку. Но признаётся также, что государство и церковь имеют абсолютно
разную природу и сферы деятельности, вследствие чего Православная
церковь не берет на себя функции государственных властей, предполагающих
принуждение и насилие, и не занимается решением государственных и
правовых вопросов.
В исламском мире дело обстоит совсем иначе. Очень многие
партии и организации используют ислам в политике. Как верно заметил
российский востоковед А. Игнатенко: "Происходит "политизация" ислама,
одновременно осуществляется и "исламизация" политики". В некоторых
мусульманских государствах (например, Саудовская Аравия, Бруней)
верховный политический деятель одновременно считается и её духовным
лидером. Кроме того, во многих странах, где мусульмане составляют
большинство населения, ислам признан государственной религией, что ведёт
к попыткам претворения в жизнь "исламской экономики", "исламского
права" и т.д., то есть, к созданию "исламского государства".
В определенной степени данное различие определено самими
личностями Иисуса Христа и пророка Мухаммада, стоявшими у истоков
христианства и ислама. Христос готовил человека для Царства Божьего.
Верующие видели в нем Царя Небесного, а не политического деятеля. Исходя
из этого, православные богословы настаивают на четком разграничении
функций Церкви и государства, религии и политики: "Кесарю кесарево,
божие Богу". А пророк Мухаммад был не только духовным лидером, но и
основателем мусульманской общины и государственности. Этим, очевидно, и
объясняется тесное переплетение религиозной и политической сфер жизни
исламского общества. Сегодня в мусульманской среде популярна точка
зрения, согласно которой общество времен пророка Мухаммада и первых
праведных халифов максимально соответствует Корану, поэтому надо
вернуться к тем временам, т. е. провести исламизацию всех сторон жизни:
введение шариатского законодательства, особого налогообложения,
исламской системы наследования, запрещение ростовщического процента.
Нередко сторонники этих взглядов являются и сторонниками социальных
преобразований, а их программы ложатся в основу деятельности
политических и общественных организаций.
Можно, вероятно, сказать, что социальная доктрина ислама
носит нормативный характер, в отличие от социального учения православия,
которое, не исключая сотрудничества государства и церкви, выступает
против любых видов тоталитаризма и оказания давления на
общественно-политическое сознание.
В то же время, вопреки явным и заметным даже невооруженным
глазом отличиям, некоторые религиоведы утверждают, что ислам и
православие ставят перед собой одну задачу: достижение в конце всемирной
истории подлинного единства человечества на основе веры, невзирая на
этнические, расовые и иные предрассудки. И хотя эти религии во многом
различны, они сходятся в одном — в утверждении относительной ценности
земной жизни, где нельзя руководствоваться сиюминутной выгодой и
эгоистическими потребностями. Земная жизнь, с позиций православия и
ислама, — это служение Богу, а значит, воплощение в различных областях
земного бытия Высших принципов и идеалов.
|