Газета
«Наш
Мир»
В силу ряда причин хотел бы остановиться на истории Китая 20 века.
Причина собственно одна. В случае этой страны нет сносной картинки даже
1900-1950 годов. Вещь уникальная, а если ещё оценить масштаб зияния...
Страна-то ВЕЛИКАЯ. Получается, что четверть человечества в прошлом
веке пятьдесят лет занималась черти чем. Да и после – черти чем. Но
после 1950 есть хотя бы аналоги – в виде СССР и прочей коммунизии.
Как
начать тему, не очень представляю. 19-то век Китая известен ещё
меньше. 18 – просто неизвестен. 17 – граница оптики (то есть до конца И
НЕ БУДЕТ известен). Но если остановиться на 19 веке или ранее, то это
надо книгу писать.
Пожалуй, для начала я сверхкратко изложу
официальную доктрину, но особо спорить с ней не буду, а перечислю
тезисно основные пункты коррекции.
Считается,
что история Китая очень древняя, причём как-то нехорошо древняя. Там
последовательно идут несколько римских империй и учёные занимаются
перечислением многочисленных царств и правящих особ. Получается
библейская родословная «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова»,
которую из-за полной бессодержательности ПЫТАЮТСЯ разукрасить.
Во-первых,
за уши притянутой политической историей. За уши – потому что Китай
варился в собственном соку и ему нельзя придать даже формальную
осмысленность, - вроде борьбы Греции и Персии, Рима и Карфагена или
Византии и Парфии.
Во-вторых, инкрустацией истории изобретений и
географических открытий. Получается гомерическая рассказка: «Авраам
родил Исаака; Исаак изобрёл порох».
В случае советском это ещё
изукрашено бесчисленными народными восстаниями и революциями
трудящихся, а ля Стенька Разин. Штука, кстати, - как это всегда
происходит с масонской тарабарщиной, - амбивалентная. Получается, что
китайский Спартак захватывает власть в китайском Риме, становится
императором, затем культ личности Спартака разоблачается, восстание
поднимает Торпедо, снова революция трудящихся удаётся, через 200 лет
Торпеду XIV свергают, и это динамо продолжается ВЕЧНО. Штука посильнее
«Архипелага».
Ну и конечно телефонный справочник (ложный)
«Древнего Китая» разукрашивается вносуковыряльным Шекспиром. Горбатый
карлик убил четырёх братьев и женился на безногой сестре, от которой
родился немой наследник, автостопным ямбом все третье действие
обличавший коронованного изверга и наконец погибший от отравленного
кефира. В зале пираты притихли, смотрят искусство разинув рот. В
темноте только золотые коронки и кольца посверкивают. Куда там отсталой
Франции с Мольером.
По мере приближения к современности всё это
великолепие начинает ГНИТЬ. На великолепной родине
пороха-бумаги-книгопечатания-компаса-ракет-логарифмов начинается ЗАСТОЙ.
Застой стоит сто лет, двести, триста. Европа китайцев догоняет и
перегоняет настолько, что начинает смеяться. Собственно, этот смех мы и
читаем как официальную историю Китая 19 века. Про систему управления,
демографию, экономику и политику китайцев практически ничего не
говорится. Европейцы не считают нужным даже как-то персонифицировать
рассматриваемое явление. В качестве собирательного персонажа старой
китайской элиты даётся «императрица Цыси», своеобычный гибрид Екатерины
II и Распутина. Это такая Екатерина, но не из Германии, а из
Тобольска. Сама неграмотная, голова – вторичный половой орган. Время
проводит в оргиях.
Честно говоря, не хочется копаться в этой
порнографии. Порнография сильно эволюционировала как жанр, смотреть на
винтаж невротиков конца 19 века довольно противно. Какие-то
коротконогие толстозадые прошмандовки со сколиозом, морды обсыпаны
мукой, клоунские трусы до колен.
Кстати, интеллект людей тоже за
последние сто лет сильно эволюционировал. Внешняя культура - на
поверхности, и этапы большого пути от белил и химического карандаша до
современной пластической хирургии совершенно нагляден. Внутренняя
культура проявляется косвенно, за человеком надо наблюдать, а затем
замеченное искусственно визуализировать. Если по-голливудски
прорисовать европейца хотя бы образца 1870 года, то получится третичная
зверушка. Это надо понимать, когда читаешь европейцев того времени.
Мы-то видим такого же человека, как в 2010 году. А люди были внутренне
другие. Скошенный назад и очень низкий лоб, клыки как у вампира, тонкие
яркие губы. ХИЩНИК. Иногда так снимают 18 век. Феллини в «Казанове»
что-то показал. Ещё современные режиссёры, бравирующие реализмом.
Внешне 19 век уже похож на нас, но это ВНУТРЕННЕ ещё хищники 18.О чём
говорит схема «застоя Китая», внедрённая в 19 веке? Это европейцы
приготовились УБИВАТЬ.
Акелла: Вообще олень хороший зверь.
Первый
помощник: Очень хороший.
Второй помощник: Замечательный.
Первый
добивальщик: Мясо.
Третий падальщик: Рога, копыта.
Акелла: Зверь
благородный. Красивый...
Первый помощник (роняет слюну и царапает
лапой наст).
Акелла: Но вот тот олень, который стоит на берегу, он
старый и больной.
Первый добивальщик: Да, не жилец. А ведь зима.
Третий
падальщик: Застоялся. Фактически разлагается.
Акелла: Я считаю, что
китайцам надо помочь.
Соответствующая легенда
о деградировавшей Древней Индии возникла еще раньше и приобрела
отточенные формы профессиональной демагогии Маколея. Но это уже
европейцы на шкуре оленя кальян курили, зверушку домашним объясняли.
Почему
сами китайцы это не опровергают? А потому что там была «революция»,
для них всё до 1911 года это «царизьм», старый режим.
Вроде бы
революция, долженствующая служить водоразделом между новым и старым
Китаем, может, наконец, пролить свет на китайскую историю. С Цыси
понятно. Люди разлагались. Загребала черепаха лапами, загребала, потом
упёрлась в стену и сгнила. Смысла в ее действиях нет. Так, копошилась
чегой-то. «Клинч». Тупое животное. Китайская стена. Но дальше-то?
А
дальше ещё хуже. После империи начинается 20-летие хаоса. Почему
возникла революция, против кого, почему все друг с другом стали воевать
– непонятно. На исторических картах рисуются какие-то непонятные
кружочки, стрелочки. Возникают абсурдистские «советские районы»,
которые кочуют по всему Китаю «великими походами». Потом на это
наслаивается война с Японией, но тоже какая-то странная – с
фантасмагорической линией фронта и почти полным замалчиванием её хода в
послевоенных масс-медиа. Война с Японией плавно перетекает в
гражданскую войну, которая, впрочем, и не прекращалась, и наконец всё
это завершается ясным как солнце явлением маоцзедуновского Китая (с
луной Тайванем). Тут всё становится более-менее понятно, хотя
трансформация КНР 1980 года в КНР 2000 вещь ещё более неожиданная, чем
соответствующая метаморфоза СССР.
Я не думаю, что история Китая
первой половины 20 века штука сложная. Полагаю, что её специально
запутали. Распутать этот клубок не трудно, там всё достаточно ясно и
понятно. Надо только называть вещи своими именами. Делать этого сами
китайцы не хотят, потому что это прольёт дополнительный свет на генезис
КНР. А европейцам кроме всего прочего трудно оценивать Китай как
«третью силу». С колониями всё более-менее понятно. Провели
«деколонизацию», извинились. Но как извиниться в ситуации не
патерналистской, когда перед нами не жертва, а замученный суверен? Это
очень сложно. Тут надо заниматься самокопанием и тем самым -
дискредитацией всей современной дипломатии. Если человека сшибли
машиной, можно легко решить проблему. Жертве - деньги, виновника – в
тюрьму. Но если человека при помощи сложной и достаточно легальной
комбинацией оставили без наследства, простые действия не приведут к
закрытию темы. Всё только перейдёт на новый уровень противостояния.
Поэтому надо делать вид, что этого не было. Нет человека – нет проблем.
Конкретно о революции 1911 года и последующих событиях я скажу
отдельно.
Теперь общие тезисы о китайской истории:
1.
Китаю в высшей степени не свойствен застой. Это черта характера не
китайская. Китаец это трудолюбивый предприниматель, постоянно «ищущий
истину». Успокаивается он тогда, когда ему хорошо, а хорошо ему не
бывает никогда. Китайцам свойственны верхоглядство, наглость,
самоуверенность, стремление достигнуть результата резким и
стремительным наскоком («большой скачок»). Эти качества имеют обратную
сторону – трусость, склонность к панике, абсолютную потерю лица. Китайцы
бьют так далеко, как могут дотянуться, и даже дальше. Но при любом
серьёзном отпоре убегают. Это нация воинственная, но не военная,
китайская агрессия - агрессия экономическая, культурная и так сказать
пограничная: ведущаяся при помощи летучих иррегулярных отрядов.
2.
Поэтому то, что мы видим в данный момент это всё, что удалось выжить
китайцам из текущей ситуации. Они мало что пропускают, и если мы видим,
что сейчас в Китае делают среднего качества автомобили, это значит что
50 лет назад там выпускали только велосипеды, а 150 лет назад там не
было промышленности вообще.
Соответственно анархичный, слабо
связанный друг с другом конгломерат областей, который принято называть
Императорским Китаем, это не следствие неимоверного упадка и деградации
центральной власти, а плод удивительного и виртуозного блефа,
позволившего за короткий срок СТИЛИЗОВАТЬ два десятка густонаселённых
районов со своим языком и автономной экономикой в никогда реально не
существовавшую империю. Сделано это было с одной стороны при помощи
организованной военной орды тюркского типа, с другой - при помощи
местных элит, пошедших под декоративного иго в стиле «вы делаете вид
что платите, а мы делаем вид что работаем».
3. Китайская
цивилизация в целом цивилизация молодая, новаторская и искусственная.
Это её коренное отличие от старой цивилизации Индии, прошедшей полисную
фазу и развитую кастовую иерархию. Индиец длительное время жил в
спёртой атмосфере старого перенаселённого общества. Китаец – целинник и
колонизатор, он размножается бездумно, не имея серьёзного опыта
периодических голодовок и экологических катастроф. Его городской быт и
сама система городов возникает в значительной степени сверху, так же
как в быстро колонизующихся России или США. Города имеют типовой план и
возникают по приказу. Китайская культура слабая, китаец в смысле
культурном табула раза и легко поддаётся идеологической обработке.
Именно потому, что ранее его не обрабатывал никто.
4. Китай
страна самобытная, может быть самая самобытная после коренной
цивилизации Европы. Но именно эта самобытность проявляется в склонности
к заимствованию, зачастую принимающей гротескные формы. Если
первобытные племена в Южной Америке нападали на белых, отнимали у них
ружья и пытками вымогали приёмы ружейной стрельбы, то китайцы начинали
выстругивать ружья из дерева, а пушки лепить из глины. Это было глупо,
но, как и у взрослых, шло на государственном уровне. Это цивилизация
детей. Но не потому что китайцы дураки, а потому что они настолько
инициативны, что начинают взрослую жизнь поверх школы. Это хорошо
показано в диалоге подростка Пу У и шотландца в фильме «Последний
император», талантливой работы, в ряде сцен поднимающейся до уровня
метафизических обобщений. То, что называется древней китайской
культурой это лишь более ранний пласт заимствований из Европы.
Китайский императорский двор с его церемониями это лишь рецепция двора
Людовика 14, застывшая в своей форме на два века. Соответственно и
знаменитая китайская бюрократия это по-детски скопированная и во многом
ненужная для Китая бюрократия централизованной Европы. Причём не
столько реальная, сколько идеальная – по литературным мечтаниям
государственных интеллигентов 17-18 вв.
Таким образом,
китайская история гораздо более рациональна и более понятна, чем это
кажется на первый взгляд и чем это принято считать в государственной
китаистике.
5. Никакого застоя в Китае не было, он как и Европа
развивался в 17-18-19 веке лихорадочными темпами. Кроме всего прочего
Китай был колониальной империей. Пока европейцы осваивали Америку и
Индию, китайцам удалось за короткое время, малой кровью и при самой
примитивной технике закрепиться на огромной территории внутренней Азии.
В Сибирь и Туркестан Китай пришел одновременно с европейской Россией
6.
Вторая половина 19 века это эпоха военного столкновения Китая с
Европой, но, несмотря на очевидное поражение Китая нельзя говорить о
разгроме китайской цивилизации. В век оголтелого империализма
китайскому руководству всё же удалось главное - отстоять суверенитет и
национальную целостность империи. А если учесть, что сама эта империя
никогда не была современным или хотя бы строго централизованным
государством, то можно полагать, что китайцы проявили максимум
инициативы, осторожности и разумной обороны. Впрочем, тезис о
банкротстве Китая не требует опровержения. События новейшей истории
красноречиво показывают, что это за народ и на что он способен.
7.
Из-за слабой (молодой) культуры Китая нельзя говорить об этой стране
как о безусловно азиатском обществе. Можно ли азиатским обществом
считать современную Африку? Нет, это салат примитивных стран, но стран
возникших в ПОСТазиатский период развития. Местные элиты закончили
европейские вузы, тропическая Африка серьёзно христианизирована. То же
касается Китая. Люди не отдают себе отчёта о степени вестернизации
этого государства даже в 19 веке. Например в учебниках говорится что
после опиумных войн порты Китая были открыты для европейской торговли.
Но что это означает РЕАЛЬНО? Реально в крупнейших городах Китая были
созданы так называемые сеттльменты, являющиеся европейскими колониями
на подобие Западного Берлина. Там была своя полиция и администрация,
политически они подчинялись метрополиям. Обычно знают Гонконг и Макао,
но не понимают, ЧТО ЭТО И ЕСТЬ ТИПИЧНЫЕ КИТАЙСКИЕ ГОРОДА. Люди, что-то
помнящие из школьного или университетского курса истории могут добавить
Вейхавей, Гуанджоувань и конечно Порт-Артур. Но и это семечки. 99% не
представляют, чем являлся Шанхай. К 1930 году это был трехмиллионный
город, входивший в десятку крупнейших мегаполисов мира. Из этих трех
миллионов более миллиона жило в Международном сетлльменте,
принадлежавшем Англии и США, и ещё около полумиллиона во Французском
сеттльменте.
Это
дома Международного сетльмента, построенные в 20-х годах. Таких домов
не было ни в Москве, ни в Европе. Это Америка. Сеттльмент был
переполнен пятизвёздочными отелями, дворцами миллионеров, офисами,
административными зданиями, церквями (огромными), концертными залами,
ресторанами. Названия улиц: авеню Эдуарда 7, Бродвей, Французская
набережная, Банд.
В Кантоне сеттльмент был небольшой по
размеру, но представлял собой искусственный остров, насыпанный по
приказу европейцев и связанный с городом двумя мостами. Все дела
делались там.
Ключевую роль играли сеттльменты в Тяньцзине. Их
там было особенно много, причём один из кварталов принадлежал даже
Австро-Венгрии, не имевшей колоний (выходит – имевшей). Многие
китайские города и возникли вокруг затравок сеттльментов.
Иными
словами, МИЛЛИОНЫ КИТАЙЦЕВ ЖИЛИ В ЗАПАДНЫХ ГОРОДАХ. Этого не было даже в
Японии.