В разные эпохи люди
были разными. По типу мышления, по своим представлениям о мире и по
ряду других признаков. Каждая эпоха формировала свой нормативный образ
Человека.
Люди, находились в разных отношениях к этому
образу, кто-то был от него далек, кто-то считал идеалом, для кого-то он
был основой Бытия, но каждый человек так или иначе с этим образом
соотносился. На этом строилась иерархическая система в традиционных
обществах – реально могущий воплотить в себе образ человек был наверху
иерархии, а люди, считавшие этот образ лишь идеалом признавали
авторитет вышестоящего.
А какой нормативный образ присущ нашему
времени? Точно пока сказать трудно, но вполне определенно можно
выделить тенденцию к становлению.
Нормативный образ нашей эпохи –
это овощ.
Этот образ теоретичен, но свойственен почти каждому
современному человеку (не только в России), в той или иной степени.
Рассмотрим
образ овоща, и попытаемся выделить его отличительные признаки.
Прежде
всего, овощ редко думает над серьезными вещами, а если пытается, то,
как правило, ассоциативными рядами. То есть, если с ним кто-то
заговорит о Нации, он вполне может в мгновение ока сконструировать
следующую цепочку: Нация – национализм – авторитаризм – шовинизм –
насилие – угнетение – деспотизм – фашизм… а далее заурядная фантазия
овоща начнет рисовать и вовсе страшные картины. Или, например, при
слове «религия» овощ может подумать об инквизиции, мракобесии, кострах и
горящих человеческих телах.
Это лишь два примера, которых на
самом деле великое множество, самой разной нелинейности и причудливости.
В сущности, овощу не свойственны знания, лишь фрагментарные обрывки,
подхваченные из слухов и интернета.
Овощ обладает целым
ассортиментом фобий связанных с собственной индивидуальностью. В чем
угодно, что индивидуальность превосходит, он видит попытку покушения.
Служение государству им рассматривается лишь как источник прибыли, а
служение Богу и Народу, вовсе чем-то непонятным, глупым, а иногда и
смешным.
Овощ часто смеется, выискивая к тому малейший повод или
даже отсутствие такового.
Овощ пассивен подобно своему
огородному эквиваленту. Прежде чем заняться какой-либо деятельностью он
должен быть убежден, что получит от этого реальную выгоду. Если
таковой все же не обнаруживается, он впадает в уныние и не единожды
вслух и про себя, повторяет – «И зачем я это делал!»
В основе
овощной экзистенции лежит потребление. В случае если в какой-то отрезок
времени оно было затруднено и не осуществлялось с должной
интенсивностью, овощ вновь унывает и рассматривает это время как
потерянное.
У овоща незавидная судьба, что впрочем, его мало
волнует. Ведь у него только две перспективы – оказаться на кухне или
сгнить на огороде.
Вот так кратко выглядит образ современного
человека, которого утверждает современное, либеральное общество.
Конечно, рассмотренные выше признаки относятся к абстрактному человеку,
и в реальном человеке, в полной мере, воплощаются редко.
Но
все же задумайтесь… насколько Вы сами являйтесь овощем?
У Франца
Кафки, в рассказе «Превращение» главный герой, в один из дней
проснулся насекомым. Вы же, отнюдь не застрахованы от того, чтобы
как-нибудь проснуться баклажаном или кочаном капусты. Но в таком случае
Ваша участь будет еще печальнее персонажа Кафки, ведь в отличие от
него, Вы даже не догадайтесь о произошедшей метаморфозе.