Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Во второй половине декабря 2009 года в Кувейте состоялось очередное заседание группы стратегического видения «Россия - Исламский мир». В первой половине февраля 2010 года в Дохе (Катар) прошел ежегодный форум «США - Исламский мир». С письменным посланием к участникам встречи в Кувейте обратился Президент России Дмитрий Медведев. В Дохе с видеообращением выступил Президент США Барак Обама.
В состав российской делегации, которую возглавил Президент Ингушетии Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров, вошли первый заместитель Председателя Совета Федерации РФ Александр Порфирьевич Торшин, главный советник Администрации Президента РФ Алексей Алексеевич Гришин, высокопоставленные представители российского МИДа, Чеченской республики и Татарстана, представитель России в ОИК, эксперты и журналисты. Но численно все же доминировали представители мусульманского духовенства РФ.
В Дохе Соединенные Штаты представляли Государственный секретарь США Х.Клинтон, председатель сенатского Комитета по международным делам Дж.Керри, специальный посланник Президента США в ОИК Рашад Хусейн (он, кстати, является одним из немногих американских «хафизов», знает наизусть священный Коран), Ричард Холбрук – специальный представитель Госдепартамента по Пакистану и Афганистану, руководители общественных фондов и организаций, журналисты. Но доминировали в американской делегации нынешние и бывшие высокопоставленные сотрудники Госдепа.
Таким образом, и для России, и для Соединенных Штатов стратегический диалог с Исламским миром в контексте резкого усложнения стратегической неопределенности во всем мире, а также существенного обострения ситуации в зоне Ближнего и Среднего Востока становится все более и более важным.
Однако есть несколько серьезных отличий в подходе РФ и США к своим мусульманским партнерам. Официальная Москва рассматривает Исламский мир, прежде всего, как религиозного субъекта. Соответственно основной доклад российской стороны в Кувейте так и назывался «Основные принципы взаимодействия российского государства и Ислама». Отсюда и стремление Кремля как можно шире вовлечь в диалог с Исламским миром представителей российского духовенства.
Администрация Президента, российский МИД, судя по всему, исходят из того, что конкретные политические, экономические, культурные и т.д. связи должны развиваться на двусторонней, государственной основе. Американцы лучше понимают, что глобальная умма, в которой сложные процессы консолидации и интеграции доминируют над дезъинтеграционными трендами, оказывает все большее влияние на процессы принятия внешнеполитических решений различными мусульманскими государствами.
Для Вашингтона (в отличие от Москвы) Исламский мир это в первую очередь глобальный политический, социальный и экономический субъект, значение которого на международной арене неуклонно возрастает. И драматические проблемы США на Ближнем и Среднем Востоке – это не столько ошибки во взаимоотношениях с теми или иными правящими режимами, а глубинное непонимание Ислама, системы исламских ценностей, исламской цивилизации, которую Западу так и не удалось похоронить в истории. И, косвенно, это подчеркнул в своем видеообращении к форуму в Дохе Барак Обама: «Соединенные Штаты и мусульмане во всем мире часто оказывались в неком цикле непонимания и недоверия, что скорее ведет к конфликтам, а не кооперации».
Но достаточно острые дебаты проходили не только в Дохе, но и в Кувейте. Чаще всего, во время дебатов и в кулуарах целый ряд интеллектуалов из Исламского мира задавали российским представителям достаточно непростые вопросы:
- действительно ли Москва стремится развивать отношения с Исламским миром или же только, с учетом глобальной конъюнктуры, имитирует свою заинтересованность в диалоге с глобальной уммой, - почему Россия не проявляет заинтересованности реально на практике развивать отношения с Исламским миром, очень часто ограничиваясь только вербальным общением, не предлагая соответствующих, конкретных проектов в тех или иных сферах российско-исламского взаимодействия, - почему отсутствует постоянный анализ того, что сделано, с какой эффективностью, нет прогноза и сценариев того, что надо сделать для ускоренного, системного налаживания сотрудничества между Россией и Исламским миром и т.д.
Иначе говоря, вряд ли Москва также может похвастаться тем, что в полной мере знает и понимает всю глубину процессов, происходящих в Исламском мире.
Однако конфронтация в Дохе между США и Исламским миром оказалась гораздо более принципиальной, серьезной и жесткой. Достаточно сказать, что здесь на форуме в полемике участвовали премьер-министр Турции Р. Эрдоган и премьер-министр Катара Шейх Абдулла бин Халифа Ат-Тани. В своем эмоциональном выступлении Реджеп Эрдоган заявил, что Запад должен избавиться от непонимания Ислама, от исламофобии: «Запад должен правильно воспринимать ценности Ислама и Исламского мира». Вопрос, однако, в том, хочет ли этого Вашингтон. О характере дискуссий в Дохе можно судить, например, по заголовку статьи, опубликованной в британской «Гардиан»: «Клинтон разочаровала мусульманский мир».
В Дохе не только в кулуарах, но и в выступлениях представителей мусульманского мира звучал тезис, что политика администрации Обамы удивительным образом все более и более напоминает бушевскую политику. Как сказал один из присутствовавших на форуме экспертов: «Когда Х.Клинтон, в ответ на требования мусульманских представителей ослабить бесчеловечную блокаду Газы, предлагает обсудить вопрос о том, как вновь открыть торговое представительство Израиля в Дохе, или когда она пытается убедить арабов, что Иран представляет собой смертельную угрозу для арабского региона, мы спрашиваем себя, не вернулись ли вновь времена бушевской администрации».
Высказывания представителей мусульманского мира в отношении США в Дохе были, конечно, не такие, как во времена Буша, но первоначальные надежды по отношению к администрации Обамы даже со стороны умеренных мусульман испарились. Превалировали следующие оценки: «Американская политика по отношению к арабам по-прежнему двойственна и лицемерна, и это наиболее явственно проявляется на Ближнем Востоке. Америка смотрит на мусульманский мир сквозь мутные стекла своей традиционной политики».
Вот что написал один из английских журналистов: «Арабы не верят, что США не способны заставить Израиль пойти на решение, которое привело бы к созданию палестинского государства. Во время своего выступления в Дохе Х. Клинтон публично осудила отказ Израиля отреагировать на американские призывы по облегчению гуманитарной ситуации в Газе. Возможно, для западной аудитории ее слова показались бы достаточно убедительными. Но арабы отреагировали на клинтоновскую декларацию с достаточно заметным и презрительным скепсисом».
Вторая ключевая проблема в отношениях между США и мусульманским миром – Иран. Форум в Дохе показал, что американские жалобы в отношении иранской ядерной программы здесь уже не находят понимания. Когда Клинтон призвала лидеров арабских стран Залива надавить на Иран, в ответ премьер-министр Катара заявил, что Америке следует напрямую говорить с иранцами: «и не надо вести диалог с Тегераном через посредников». Ат-Тани имел в виду следующее: если вы все больше и больше мандражируете перед Ираном, не втягивайте нас в качестве прикрытия в американо-иранскую конфронтацию.
По мнению целого ряда наблюдателей, форум в Дохе не только не привел к снижению напряжения между США и мусульманским миром, но скорее усилил подспудное недоверие мусульман к американцам.
Что касается итогов кувейтской встречи, то целый ряд аналитиков из мусульманских стран пришли к выводу, что отношения с Исламским миром не являются для Москвы приоритетными и стратегическими. Россия так и не выстроила долгосрочную политику в отношении к глобальной умме. Взаимодействие с Исламским миром для Москвы носит скорее тактический характер, подчиненный сиюминутным, конъюнктурным внутриполитическим и внешнеполитическим интересам.
|