Корпоративная
социальная ответственность должна стать для исламских финансовых
институтов одним из важнейших принципов работы, учитывая основанную на
религии этику исламских финансов, которая отдает преимущество не только
генерированию материального благосостояния и экономическому развитию, но
также способствованию социальной справедливости и деятельности,
основанной на упорном труде, бережливости и низком уровне обремененности
долгом.
В то время как современное исламское банковское направление переживает
уже четвертое десятилетие, корпоративная социальная ответственность
(КСО) и корпоративное управление стали обрисовываться в этом секторе с
запозданием, лишь в последние несколько лет. Некоторые исламские
финансовые организации и обычные фирмы, предлагающие отдельные исламские
финансовые продукты и услуги, развивают у себя немало инициатив КСО, в
частности, связанные со сбором закята (обязательного отчисления в пользу
бедных) или таких инструментов, как садака (милостыня) или вакф
(передача имущества на социально-религиозные нужды).
«Kuwait Finance House», «Islamic Bank», «Bank Islam Malaysia», «CIMB
Islamic Bank» и еще ряд малазийских банков внедрили у себя активные
инициативы КСО, начиная с финансирования программ по избавлению от
наркозависимости в Кувейте и заканчивая строительством клиник или
женских колледжей в Малайзии. С другой стороны, компания «Oasis Group» в
Южной Африке, у которой есть большой бизнес по исламскому управлению
активами и пенсионными накоплениями, инициировала уникальный комплекс
исламской благотворительной работы.
По словам вице-председателя «Oasis Group» Назима Ибрахима, у компании
есть 2 благотворительных фонда в рамках концепции вакуфов – «Oasis Group
Holdings Trust» и «Crescent Fund», которые активно финансируют
больницы, спортивные учреждения, дома престарелых и многое другое. Один
из выдающихся КСО-проектов «Oasis Group» – спонсорство исследований
Тимбукту – древний центр Ислама в Африке - при поддержке
южноафриканского правительства и экспертов университета Кейптауна.
В рамках проекта осуществляется реставрация исламских рукописей и
артефактов, обеспечивается их хранение в новом музее, построенном на
средства южноафриканского правительства и пожертвования местных
компаний. Университет Кейптауна проводит тренинги для малийцев по
реставрации и библиотекарскому делу, чтобы те могли взять дело в свои
руки по завершению формирования музея.
С другой стороны, многие исламские финансовые организации игнорируют
такую важнейшую функцию, как КСО. Было даже несколько случаев
злоупотребления средствами КСО и закята.
Эта проблема отчасти связана с отсутствием достаточной стандартизации
КСО в мировой отрасли исламских финансов. Мировой орган по
стандартизации в сфере исламских финансовых организаций (AAOIFI) в конце
2009 г. выпустил стандарты КСО, но правительства и финансовые
организации так и не внедрили этот важнейший социальный элемент у себя.
Поэтому публикация отчета «Тенденции социальной ответственности в
исламских финансовых организациях» в конце января 2010 г. американскими
«DinarStandard» и «Dar Al-Istithmar» оказалась весьма своевременной. По
словам авторов, отчет основан на результатах исследования КСО в
исламских финансовых компаниях, проведенного летом и осенью 2009 г.
К сожалению, масштаб исследования очень ограничен, поэтому и потенциал
экстраполяции соответствующий. Это распространенный недостаток подобных
исследований. Но все же документ позволяет сделать какие-то выводы.
По данным отчета выяснилось следующее:
а) 76% респондентов сообщили, что ведут благотворительную работу, а 17%
признали, что не делают этого; благотворительная работа должна быть
приоритетом для исламских финансовых организаций, но многие не
утруждаются выделить средства на благотворительность или устранение
чрезвычайных происшествий (только 34% участвуют в последнем).
б) 55% ответили, что занимаются инвестициями в социальные и
экологические сферы, а 38% сообщили об обратном. Наименьшее
распространение имеют инвестиции в экологию (38%).
в) 100% респондентов признали наличие политики по активному привлечению и
отбору потенциальных клиентов. Но наличие политики по ответственному
отношению к работе с клиентами подтвердили не все (97%).
г) 83% респондентов заявили, что ведут политику по предоставлению равных
возможностей всем сотрудникам, 93% подтвердили наличие политики по
экономической мотивации работников, 86% сообщили о введении запрета за
любой вид дискриминации.
Выводы отчета гласят, как заявил соавтор Саид Фарук из «Dar
Al-Istithmar», что исламские финансы – действительно этическое решение
социально-экономических проблем человечества, но для практического
воплощения всех его принципов придется еще поработать.
Жаль, что в отчете не попытались дать определение КСО, особенно в свете
исламской концепции. По поводу природы КСО существуют определенные
разногласия. В сфере исламских финансов, например, некоторые шариатские
ученые выступают категорически против институционализации закята и
настаивают на том, что закят должен незамедлительно распределяться между
неимущими и нуждающимися. Другие согласны с возможностью
институционализации закята, что приведет, по их мнению, к существенным
результатам в социальной сфере, в плане здравоохранения, образования для
женщин, лечения наркозависимых и т. д.
Еще один минус этого отчета – независимость и полная объективность
исследования под сомнением. Ведь работа была проведена при поддержке
AAOIFI.
Тем не менее, организации «DinarStandard» и «Dar Al-Istithmar» должны
продолжать работу в этом важнейшем направлении. Мировой финансовый
кризис подчеркнул некоторые аспекты, связанные с отдельными видами
деятельности банков, проблемами общественной морали и реальной
экономики.
Конечно, наивно полагать, что современный исламский банкинг обладает
иммунитетов против всех излишеств и капризов игорного капитализма,
приведших мировую финансовую систему на грань краха. На самом деле,
глобальный финансовый кризис, которому сопутствует непрозрачность
корпоративного управления на некоторых рынках, должен стать настоящим
экзаменом для исламского финансового сектора, хотя он и вышел из полосы
нестабильности относительно без издержек.