Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Томас Фридман: США закрыли глаза на «самоваххабизацию» Саудовской Аравии
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

1977 против 1979   

Недавняя поездка в Йемен, где маленькая группа молодых реформаторов борется с сепаратизмом, исламизмом, автократией и терроризмом, напомнила мне о том, что ключевые факторы, определяющие жизнь этого региона сегодня, заложены в событиях 1977 и 1979 годов. За 30 лет мало что поменялось. Более того, можно сказать, что ближневосточная политика в наши дни — это борьба между 1977 и 1979 годами, и 1979-й все еще выигрывает.

Что я имею в виду? Поражение египетской и других арабских армий в Шестидневной войне 1967 года привело к краху главенствующей в тот период идеологии, панарабского национализма Насера. На его руинах возникли две противоположные тенденции. Проявлением первой стал визит египетского президента Анвара Садата в Израиль в 1977 году. Садат предлагал связать будущее арабского мира с Западом, экономической либерализацией, модернизацией и признанием государства Израиль. Однако взгляд Садата разделяла только элита, он, увы, не имел культурных корней. Египет помирился с Израилем, но другие арабские государства не последовали за ним.

Вторая тенденция арабо-мусульманского мира стала очевидна в 1979 году. Все началось с захвата в Мекке мечети Масджид аль-Харам исламскими экстремистами, поставившими под сомнение религиозное лидерство правящей династии Саудитов. Правители Саудовской Аравии в ответ заключили с исламистами новую сделку: позвольте нам остаться у власти, сказали они, а мы предоставим вам контроль над социальными нормами, отношениями между полами и религиозным образованием в стране, а также богатые ресурсы для распространения суннитского ваххабизма за границей.

Реакционное движение в Саудовской Аравии совпало по времени с Исламской революцией 1979 года в Иране. Революция привела к спорам о лидерстве в исламском мире между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией. Она также вызвала резкий рост цен на нефть, что дало обоим фундаменталистским режимам возможность распространять свою версию строгого ислама шире, чем когда-либо раньше.

«В 1979 году ислам потерял тормоза», — говорит  Мамун Фанди, эксперт по Ближнему Востоку лондонского Международного института стратегических исследований. При этом никакой умеренной альтернативы исламу не возникло.

Наконец, в том же 1979 году Советский Союз ввел войска в Афганистан. Боевики-моджахеды — арабы и мусульмане — ринулись на его защиту (на деньги, предоставленные Саудовской Аравией по просьбе Америки) и между делом направили Пакистан и Афганистан на намного более исламистский путь. Когда эти радикальные боевики, возглавляемые людьми вроде Усамы бен Ладена, одержали победу над советскими войсками, они обратили оружие против Америки и ее арабских союзников.

«В прошлом году мы праздновали великие исторические достижения, отмечая двадцатую годовщину падения Берлинской стены и последовавшее за этим объединение Германии. Но стоит помнить и о том, что события тридцатилетней давности на Ближнем и Среднем Востоке оставили, напротив, тяжелое и опасное наследие», — пишет бывший американский дипломат Эдуард Джереджян (в 1979 году руководившей политической секцией посольства США в Москве) в эссе The Wall Street Journal «Радикальное наследие 1979 года».

Итак, Ближний и Средний Восток наших дней — результат событий, берущих начало в 1979 году. Их развитию немало способствовала Америка. США закрыли глаза на «самоваххабизацию» Саудовской Аравии, Рональд Рейган окружил афганских моджахедов ореолом славы, а Европа объявила иранскую революцию «освобождением».

Я уверен, что влияние 1979 года можно преодолеть только при помощи такого же «большого взрыва» — нового народного движения, истинно реформаторского, демократического и открытого миру. Но оно должно уходить корнями в исламскую культуру. Наша главная надежда — хрупкое демократическое движение в Ираке, юная «зеленая» революция в Иране и молодые реформаторы, растущие во всех арабских странах. Но путь будет непрост.

Молодым реформаторам «не хватает захватывающей истории», говорит Лахсен Хаддад, политолог Рабатского университета в Марокко. Против них играет метасюжет (придуманный Насером и принятый исламистами), объединяющий и мобилизующий миллионы людей. Согласно этому мифу, арабы и мусульмане — жертвы имперско-сионистского заговора, поддерживаемого реакционными режимами в арабском мире. Его цель — удержание арабов и мусульман в невежестве, чтобы эксплуатировать их богатые запасы нефти и не дать им стать такими же сильными, как в средние века, — потому что это угрожает интересам Запада и Израиля.

В наши дни этой версии придерживаются все политические круги арабо-мусульманского мира, от светских левых до исламистов-правых. Ее деконструкция и создание новой истории о событиях после 1979 года, основанной на ценностях ответственности, модернизации, исламской реформации и межкультурного диалога, — вот главная задача нынешнего поколения. Я считаю, что она решаема, но, возможно, потребует успеха демократических движений в Иране и Ираке. Это само по себе — большая задача.

Я знаю, что шансы невелики, но я продолжаю надеяться. Последнее время в Йемене я много жевал кат, а он делает меня мечтательнее.

Категория: Аналитика | Просмотров: 708 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-25571.html

Автор: Томас ФРИДМАН

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана