1977 против 1979
Недавняя
поездка в Йемен, где маленькая группа молодых реформаторов борется с
сепаратизмом, исламизмом, автократией и терроризмом, напомнила мне о
том, что ключевые факторы, определяющие жизнь этого региона сегодня,
заложены в событиях 1977 и 1979 годов. За 30 лет мало что поменялось.
Более того, можно сказать, что ближневосточная политика в наши дни — это
борьба между 1977 и 1979 годами, и 1979-й все еще выигрывает.
Что
я имею в виду? Поражение египетской и других арабских армий в
Шестидневной войне 1967 года привело к краху главенствующей в тот период
идеологии, панарабского национализма Насера. На его руинах возникли две
противоположные тенденции. Проявлением первой стал визит египетского
президента Анвара Садата в Израиль в 1977 году. Садат предлагал связать
будущее арабского мира с Западом, экономической либерализацией,
модернизацией и признанием государства Израиль. Однако взгляд Садата
разделяла только элита, он, увы, не имел культурных корней. Египет
помирился с Израилем, но другие арабские государства не последовали за
ним.
Вторая тенденция арабо-мусульманского мира
стала очевидна в 1979 году. Все началось с захвата в Мекке мечети
Масджид аль-Харам исламскими экстремистами, поставившими под сомнение
религиозное лидерство правящей династии Саудитов. Правители Саудовской
Аравии в ответ заключили с исламистами новую сделку: позвольте нам
остаться у власти, сказали они, а мы предоставим вам контроль над
социальными нормами, отношениями между полами и религиозным образованием
в стране, а также богатые ресурсы для распространения суннитского
ваххабизма за границей.
Реакционное движение в
Саудовской Аравии совпало по времени с Исламской революцией 1979 года в
Иране. Революция привела к спорам о лидерстве в исламском мире между
шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией. Она также вызвала
резкий рост цен на нефть, что дало обоим фундаменталистским режимам
возможность распространять свою версию строгого ислама шире, чем
когда-либо раньше.
«В 1979 году ислам потерял тормоза»,
— говорит Мамун Фанди, эксперт по Ближнему Востоку лондонского
Международного института стратегических исследований. При этом никакой
умеренной альтернативы исламу не возникло.
Наконец,
в том же 1979 году Советский Союз ввел войска в Афганистан.
Боевики-моджахеды — арабы и мусульмане — ринулись на его защиту (на
деньги, предоставленные Саудовской Аравией по просьбе Америки) и между
делом направили Пакистан и Афганистан на намного более исламистский
путь. Когда эти радикальные боевики, возглавляемые людьми вроде Усамы
бен Ладена, одержали победу над советскими войсками, они обратили оружие
против Америки и ее арабских союзников.
«В прошлом
году мы праздновали великие исторические достижения, отмечая двадцатую
годовщину падения Берлинской стены и последовавшее за этим объединение
Германии. Но стоит помнить и о том, что события тридцатилетней давности
на Ближнем и Среднем Востоке оставили, напротив, тяжелое и опасное
наследие», — пишет бывший американский дипломат Эдуард Джереджян (в 1979
году руководившей политической секцией посольства США в Москве) в эссе
The Wall Street Journal «Радикальное наследие 1979 года».
Итак,
Ближний и Средний Восток наших дней — результат событий, берущих начало в
1979 году. Их развитию немало способствовала Америка. США закрыли глаза
на «самоваххабизацию» Саудовской Аравии, Рональд Рейган окружил
афганских моджахедов ореолом славы, а Европа объявила иранскую революцию
«освобождением».
Я уверен, что влияние 1979 года можно
преодолеть только при помощи такого же «большого взрыва» — нового
народного движения, истинно реформаторского, демократического и
открытого миру. Но оно должно уходить корнями в исламскую культуру. Наша
главная надежда — хрупкое демократическое движение в Ираке, юная
«зеленая» революция в Иране и молодые реформаторы, растущие во всех
арабских странах. Но путь будет непрост.
Молодым
реформаторам «не хватает захватывающей истории», говорит Лахсен Хаддад,
политолог Рабатского университета в Марокко. Против них играет метасюжет
(придуманный Насером и принятый исламистами), объединяющий и
мобилизующий миллионы людей. Согласно этому мифу, арабы и мусульмане —
жертвы имперско-сионистского заговора, поддерживаемого реакционными
режимами в арабском мире. Его цель — удержание арабов и мусульман в
невежестве, чтобы эксплуатировать их богатые запасы нефти и не дать им
стать такими же сильными, как в средние века, — потому что это угрожает
интересам Запада и Израиля.
В наши дни этой версии
придерживаются все политические круги арабо-мусульманского мира, от
светских левых до исламистов-правых. Ее деконструкция и создание новой
истории о событиях после 1979 года, основанной на ценностях
ответственности, модернизации, исламской реформации и межкультурного
диалога, — вот главная задача нынешнего поколения. Я считаю, что она
решаема, но, возможно, потребует успеха демократических движений в Иране
и Ираке. Это само по себе — большая задача.
Я
знаю, что шансы невелики, но я продолжаю надеяться. Последнее время в
Йемене я много жевал кат, а он делает меня мечтательнее.