Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Православие и ислам — самые крупные конфессии в России. Они
действуют в едином взаимозависимом пространстве, и потому с каждым годом
всё острее ощущается потребность во взаимопонимании, отсутствие
которого угрожает самому будущему нашей страны. В связи с этим вполне
естественно желание понять иную культуру, иное мировоззрение. В
частности, представляется чрезвычайно нужным и полезным рассмотреть
(пусть и вкратце!) социальные учения православия и ислама, в которых,
несмотря на все существующие отличия, имеются, на наш взгляд, и
определенные точки соприкосновения. Ведь не случайно мусульмане и
православные сходятся на мысли, что религия — это движущая сила истории и
социального прогресса, считая также, что все негативные явления в
современном мире объясняются отказом людей следовать богоустановленным
нормам, секуляризацией общества.
Что же касается различий
между обеими религиями, то они, прежде всего, обнаруживаются, пожалуй, в
понимании борьбы за веру. Православие переносит её исключительно в
область духа, призывает человека бороться с грехом в себе,
сосредоточивая внимание на внутреннем состоянии. Идеологи же ислама
нередко трактуют "борьбу во имя веры" в буквальном смысле. По этой
причине православная церковь и мусульманская мечеть по-разному
представляют себе служение обществу. Несмотря на то, что церковь не
отстраняется от того, что происходит во внешнем мире, её вклад в
создание справедливого общества строится на изменении внутреннего
состояния людей, что должно способствовать искоренению лжи и лицемерия.
Да, признаётся, что государство и власть имеют божественное
происхождение, они призваны оградить личность и общество от проявления
греха, более того — евангельский принцип гласит: "Нет власти не от
Бога!" — и всякий, кто противится ей, противится богоустановленному
порядку. Но признаётся также, что государство и церковь имеют абсолютно
разную природу и сферы деятельности, вследствие чего Православная
церковь не берет на себя функции государственных властей, предполагающих
принуждение и насилие, и не занимается решением государственных и
правовых вопросов.
В исламском мире дело обстоит совсем иначе.
Очень многие партии и организации используют ислам в политике. Как верно
заметил российский востоковед А. Игнатенко: "Происходит "политизация"
ислама, одновременно осуществляется и "исламизация" политики". В
некоторых мусульманских государствах (например, Саудовская Аравия,
Бруней) верховный политический деятель одновременно считается и её
духовным лидером. Кроме того, во многих странах, где мусульмане
составляют большинство населения, ислам признан государственной
религией, что ведёт к попыткам претворения в жизнь "исламской
экономики", "исламского права" и т.д., то есть, к созданию "исламского
государства".
В определенной степени данное различие определено
самими личностями Иисуса Христа и пророка Мухаммада, стоявшими у
истоков христианства и ислама. Христос готовил человека для Царства
Божьего. Верующие видели в нем Царя Небесного, а не политического
деятеля. Исходя из этого, православные богословы настаивают на четком
разграничении функций Церкви и государства, религии и политики: "Кесарю
кесарево, божие Богу". А пророк Мухаммад был не только духовным лидером,
но и основателем мусульманской общины и государственности. Этим,
очевидно, и объясняется тесное переплетение религиозной и политической
сфер жизни исламского общества. Сегодня в мусульманской среде популярна
точка зрения, согласно которой общество времен пророка Мухаммада и
первых праведных халифов максимально соответствует Корану, поэтому надо
вернуться к тем временам, т. е. провести исламизацию всех сторон жизни:
введение шариатского законодательства, особого налогообложения,
исламской системы наследования, запрещение ростовщического процента.
Нередко сторонники этих взглядов являются и сторонниками социальных
преобразований, а их программы ложатся в основу деятельности
политических и общественных организаций.
Можно, вероятно,
сказать, что социальная доктрина ислама носит нормативный характер, в
отличие от социального учения православия, которое, не исключая
сотрудничества государства и церкви, выступает против любых видов
тоталитаризма и оказания давления на общественно-политическое сознание.
В то же время, вопреки явным и заметным даже невооруженным глазом
отличиям, некоторые религиоведы утверждают, что ислам и православие
ставят перед собой одну задачу: достижение в конце всемирной истории
подлинного единства человечества на основе веры, невзирая на этнические,
расовые и иные предрассудки. И хотя эти религии во многом различны, они
сходятся в одном — в утверждении относительной ценности земной жизни,
где нельзя руководствоваться сиюминутной выгодой и эгоистическими
потребностями. Земная жизнь, с позиций православия и ислама, — это
служение Богу, а значит, воплощение в различных областях земного бытия
Высших принципов и идеалов.
|