$IMAGE1-right$Газета
«Наш
Мир» Заявления фигуриста Плющенко после того, как ему присудили серебряную медаль в Ванкувере, обнажают политическую культуру России, утверждает обозреватель National Review Джордж Вейгель. На Олимпийских играх самолюбие, неприкрытые амбиции и национальный характер принято держать под жестким контролем - мало кто из атлетов решается противоречить духу космополитизма, который, в частности, выгоден корпорациям-спонсорам.
Плющенко, однако, выразил недовольство перевесом Лайсачека, заявив в интервью, что без четверного прыжка нельзя считаться настоящим чемпионом. Премьер-министр РФ Путин не пожелал, чтобы его опередили в состязании по нытью: он послал Плющенко телеграмму (телеграмму? неудивительно, что они проиграли холодную войну, посмеивается Вейгель), в которой в новой роли самоназначенного Верховного Олимпийца проинформировал обиженного соотечественника, что его серебряная медаль не хуже золотой. Российские СМИ включились в дискуссию в тоне, который при Андропове приберегали для осуждения Рейгана.
Все это, на взгляд автора материала, отвечает главным мотивам российского публичного дискурса после распада СССР: тут и параноидальный страх, и запугивание, и искажение реальности, и перелицовка истории ("по словам Трейси Хэмилтон из Washington Post, новая система судейства в мужском фигурном катании введена именно из-за жульничества россиян"). Причина в том, пишет Вейгель, что российская политическая культура не разобралась с наследием Советской власти: мумия Ленина по-прежнему выставлена напоказ и т.д. Путин и Медведев, кажется, не очень интересуются решением колоссальных демографических проблем России и проблем здравоохранения, а российская экономика больше походит на славянскую мафию, чем на подлинный рынок, утверждает он. "Возможно, нытье по поводу олимпийских судей считается в Кремле полезным средством отвлечь людей от суровых реалий сегодняшней жизни в России", - пишет он.
Имперские амбиции России не притупились из-за краха коммунистического режима, а российская политическая культура до сих пор нездорова. По мнению Вейгеля, Западу следует учесть реакцию Кремля на нытье Плющенко и снова нажать кнопку "перезагрузки" - на сей раз для того, чтобы дать отпор российской агрессии в более важных сферах, чем фигурное катание.
|