Газета
«Наш
Мир» Исследователи из Университета Ратджерса, Калифорнийского технологического института (оба — США) и Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия) экспериментально доказали, что в мозге человека изначально заложено стремление к равенству.
Неприязненное отношение людей к неравномерному распределению всякого рода благ легко наблюдать на примере заработной платы: если работник узнает о том, что он получает меньше, чем его коллега, избежать конфликта будет довольно трудно. Приятные переживания, связанные с такими «наградами» (деньгами, едой, приятной музыкой), контролируются отдельной системой головного мозга, в которую входят вентральная часть стриатума, вентромедиальная часть префронтальной коры и некоторые другие области.
В своих экспериментах авторы изучали функционирование двух указанных областей мозга — так называемых центров удовольствия — по методике функциональной магнитно-резонансной томографии. Группу из 40 добровольцев ученые разбили на пары, в каждой из которых один участник, выбранный случайным образом, получал перед началом опыта 50 долларов. Создав неравные условия, нейробиологи наблюдали за реакцией мозга на различные варианты развития событий. Испытуемому, к примеру, сообщали, что ему дадут 50 долларов, а его партнеру — 20; в другой раз участник мог получить лишь 5 долларов, а его компаньон — все 50.
Как оказалось, результаты эксперимента сильно зависят от того, в каком начальном положении находился испытуемый. «”Бедных” участников интересовали те варианты, в которых они получали деньги, а передача денег другому человеку не вызывала практически никакой реакции, — рассказывает профессор Колин Камерер (Colin Camerer). — Это вполне понятно. Удивительно другое: «богатые» добровольцы сильнее реагировали на передачу денег другому человеку, чем на увеличение собственного состояния. Иными словами, первый вариант их мозгу «нравился» больше».
Полученные данные свидетельствуют о том, что даже на базовом уровне мозг не ориентируется исключительно на удовлетворение интересов самого человека. Г-н Камерер, впрочем, замечает, что реакции «богатых» все равно могут иметь корыстную основу. «Вид другого человека, получающего деньги, подавляет чувство вины», — поясняет свою мысль ученый.
|