Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Героическая драма Андрея Кавуна "Кандагар" с полным основанием может
называться блокбастером – за первые четыре дня фильм собрал 6 миллионов
долларов и обогнал картину Кэмерона "Аватар" (которая, правда, вышла в
российский прокат на вдвое меньшем числе копий).
Но значение "Кандагара" далеко не исчерпывается кассой. Вокруг него
создана определенная общественная атмосфера. Фильм, что называется,
"взят на вооружение".
Авторы, возможно, и сами не рады трескучему агитпропу, сопровождавшему
премьеру. Все-таки они старались избегать прямолинейности, лобовых
решений, громких фраз. Чем, между прочим, даже навлекли на себя упрек со
стороны неких безымянных ветеранов Великой Отечественной – мол, летчики
ведут себя в своем узилище "недостойно": "Расплясались в плену!" В нем
даже нет мачизма, хотя и собраны чуть ли не все мачо российского
кинематографа. Наоборот: наши летчики выглядят вяло и уныло по сравнению
с пассионарными, вечно возбужденными афганцами. Режиссер говорит даже о
"конфликте цивилизаций", который он стремился отразить. Намерение
похвальное.
Как бы аполитичной была и предыдущая лента Кавуна, "Охота на пиранью",
хотя сам факт творческого содружества с таким одиозным и уж никак не
свободным от идеологии литератором, как Александр Бушков, не может не
настораживать. Нет, авторы определенно рассчитывали вписаться в
русофильско-патриотическую линию государственной пропагандистской
машины. Об этом говорит и их собственная аннотация, написанная суконным
языком газетных передовиц времен первых пятилеток:
Как не предать Родину, если за это тебе обещают свободу? Как не
отказаться от своей веры, если за это тебе гарантируют жизнь? Как
остаться собой – если за это тебе грозит смерть? Ответ один – бежать...
Читая рецензии и интервью, в изобилии опубликованные по случаю выхода
картины на экран, я ощущал себя "вернувшимся с Луны" Мюнхгаузеном:
"Присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь!" Да не могу я присоединиться.
Не было никакого побега из Кандагара.
15 лет назад я очень внимательно следил за всеми перипетиями этой
истории, был вхож на седьмой этаж МИДа, где располагаются кабинеты
министра и его замов и куда везет особый лифт. С самого начала в
принудительной посадке самолета было нечто подозрительное и неудобное:
зафрахтованный частной компанией борт татарского авиаперевозчика вез
оружие и военное снаряжение режиму Бурхануддина Раббани. Оружейного
эмбарго тогда еще не было; тем не менее снабжение одной из сторон
афганского гражданского конфликта противоречило позиции невмешательства,
официально провозглашенной Москвой. И уж совсем неловко делается, когда
в фильме командир экипажа на голубом глазу заявляет, что "по всем
международным правилам это приравнивается к гуманитарной помощи".
О том, что "Россия твердо следует линии на невовлеченность во
внутриафганское противоборство", говорил, в частности, на заседании
Совета Безопасности 9 апреля 1996 года тогдашний постпред РФ в ООН
Сергей Лавров. В этом же выступлении, требуя от "Талибана" освобождения
пилотов без каких бы то ни было условий, он утверждал, что их задержание
"используется как средство давления на Россию", и заверял: "Эти расчеты
не имеют никаких перспектив".
Отправителем груза был не кто иной, как Виктор Бут: именно тогда в
западной прессе впервые всплыло имя "оружейного барона". Он участвовал в
переговорах с муллой Омаром, которые от имени правительства России вел
советник президента Татарии Тимур Акулов. Ход и содержание этих
контактов были окутаны тайной. Постепенно российская публика стала
забывать о плененных пилотах. И вдруг – сенсация! Летчики совершили
дерзкий побег!
Не я один тогда сомневался. Вот что писал в свое время Аркадий Дубнов,
побывавший в Кандагаре с командой МЧС России и встречавшийся с
пленниками:
"Подробности той истории до сих пор загадочны... Летчики, без
преувеличения, совершили подвиг. Однако ни книги, ни фильма про это так и
не появилось. Наверное, потому, что история эта не всем казалась
безупречно "чистой", рассеянность талибов, "проспавших" беглецов,
вызывала подозрения в какой-то тайной сделке с Москвой, о которой
экипаж, впрочем, мог ничего не знать".
Теперь уже есть и книга, и фильм – память у нас короткая. Осторожно
пишет "Коммерсант":
"Существуют версии, что спасение было инсценировано после уплаты Москвой
(или Казанью) выкупа или организовано подкупленными афганцами".
Прозрачный намек на некие закулисные договоренности делает в недавнем
интервью и непосредственный участник событий Тимур Акулов:
- Так все-таки это был побег или освобождение за выкуп?
- Любой человек понимает, что без определенных договоренностей никакую
границу нельзя пересечь... И то, что, когда они прилетели в Эмираты, то
вместо тюрьмы попали в пятизвездочную гостиницу (для них сняли целый
этаж), говорит само за себя. Но ребята совершили настоящий подвиг,
подняв в воздух самолет, который простоял год в жутких условиях.
По сведениям западных источников, ценой освобождения пилотов стали
поставки оружия "Талибану". Виктор Бут, утверждают эти источники,
продолжал такие взаимовыгодные операции и после 11 сентября. Бут
категорически отрицает эти обвинения. В августе 2003 года он дал в
Москве интервью корреспонденту New York Times, в котором сделал
сенсационное признание:
"Вы правда думаете, что можно запрыгнуть в самолет, который год стоял на
летном поле без всякого обслуживания, просто завести мотор и взлететь?
Они не совершали побег. Их оттуда вытащили".
На вопрос журналиста, кто именно – какое-то из западных правительств,
Россия? – Бут отвечает метафорой: "До сих пор вы вычерпывали озеро
маленькой ложкой. Существуют могучие силы..." И многозначительно
умолкает. А в другом месте интервью на настойчивые вопросы говорит:
"Если я расскажу вам все, я получу дырку вот сюда". И показывает пальцем
себе на лоб.
Итак, мы имеем дело с экранизацией легенды, пропагандистского мифа,
которых так много в российской истории – от Ледового побоища, Ивана
Сусанина и старостихи Василисы Кожиной до "Молодой гвардии", Александра
Матросова и 28 панфиловцев. Миф неуязвим для критики с фактами в руках.
Миф можно вытеснить только другим мифом. Даже к сообщению "Фильм основан
на реальных событиях" не придерешься – действительно основан. Снят "по
мотивам".
|