Газета "Наш Мир" br>Газета
«Наш
Мир»
Ничто так не изменило облик современной торговли, как
ярлычок с черно-белыми полосками – штрих-код
В
истории было немало изобретений, революционизировавших розничную
торговлю, - от собственно денег до кассовых аппаратов, тележек для
покупок и современной кредитной системы. Но, наверное, ничто так не
изменило облик современной торговли (и не только), как одна очень
простая вещь: ярлычок с напечатанными черными и белыми полосками -
штрих-код.
По мере развития массового производства и розничной
торговли увеличивался и ассортимент выпускаемых и продаваемых товаров.
Уже в середине XX века в крупных супермаркетах можно было насчитать
десятки тысяч наименований товаров, и для их ручной маркировки и учета
требовалось очень много времени.
Первый шаг был сделан в 1948
году. Бернард Сильвер, студент-дипломник Технологического института
Дрекселя в Филадельфии, краем уха услышал в коридоре разговор между
деканом и директором одной из розничных сетей, который жаловался на
отсутствие автоматизации на кассах. Проблема захватила Сильвера, и
вместе со своим другом Норманом Вудландом, студентом того же института,
они занялись поиском решения. Перепробовав несколько идей, среди которых
была печать ярлыков флюоресцентными красками (которые смазывались, были
недешевы и к тому же быстро «выцветали»), а также маркировка товаров с
помощью азбуки Брайля, изобретатели после нескольких месяцев работы
решили остановиться на азбуке Морзе. Вудланд предложил лишь растянуть
точки и тире в полосы, чтобы уменьшить вероятность ошибок при чтении, а
чтобы можно было читать код с любых направлений, полоску преобразовали
всистему концентрических окружностей. Для чтения планировалось применить
оптическую систему, которая использовалась при озвучивании звуковой
дорожки кинопленки. В 1952 году изобретатели создали первый «сканер»
размером со стол, укутанный плотной клеенкой для предотвращения
паразитной засветки, в котором в качестве сенсора использовался
фотоумножитель RCA 935 от кинопроектора. Подключив к сканеру осциллограф
и пронося мимо сенсора ярлык с кодом, изобретатели увидели на экране
чередование всплесков.
Бумажка с кодом под действием тепла,
выделяемого мощной 500-Вт лампой накаливания, начала тлеть, но все равно
это был успех. Правда, применить систему в торговле в 1952 году было
невозможно. Изобретение Сильвера и Вудланда опередило свое время на
полтора десятка лет. Лишь в конце 1960-х благодаря появлению компьютеров
и лазеров цену иразмер сканеров стало возможным уменьшить до разумных
пределов. В1971 году компания RCA, купившая у изобретателей патент,
продемонстрировала новшество на конференции по розничной торговле,
устроив лотерею с жетонами, на которых концентрическими окружностями
были нанесены коды. Впрочем, вскоре перешли к линейным штрих-кодам,
которые были нечувствительны к смазыванию краски в направлении подачи
бумаги, и в 1972 году уже был разработан единый формат таких кодов –
Universal Product Code (UPC). А 26 июня 1974 года в супермаркете Marsh в
городе Троя, штат Огайо, спомощью штрих-кода была впервые опознана и
продана упаковка жевательной резинки Wrigley’s Juicy Fruit. Но ей так и
не довелось быть примененной по прямому назначению – сейчас эта упаковка
занимает одно из почетных мест в Смитсоновском музее американской
истории.
|