Газета «Наш
Мир» Несмотря на то, что российская дипломатия продолжает активно подыгрывать натовской стратегии в Афганистане, высокопоставленные чиновники из администрации Обамы уже не стесняются делать публичные заявления, демонстрирующие циничное пренебрежение российскими интересами в этом регионе.
На брифинге в понедельник помощник госсекретаря по борьбе с наркотиками Дэвид Джонсон, отвечая на вопрос о возможности пересмотра решения об отказе от программы ликвидации урожая опийного мака в Афганистане, без обиняков заявил следующее. «Мы обнаружили, что программа уничтожения опийного мака не соответствовала затратам, которые делались, и успехи приносила очень скромные». «Это не оказывало существенного воздействия на проблему, поэтому мы изменили нашу программу и решили сосредоточиться на других областях, где можно добиться большего результата», – добавил высокопоставленный американский дипломат.
Вообще последняя фраза могла бы и «воодушевить» главу Государственного антинаркотического комитета России Виктора Иванова. Дело в том, что российский «антинаркотический царь» (как его окрестили в американских СМИ) уже, наверное, устал объяснять американцам прописную истину о том, что сбивать палками посевы мака во всем Афганистане по своей абсурдности может быть приравнено к попыткам очистить Сибирь от снега лопатами. Так что далее из уст американского чиновника по логике следовало бы ожидать признания справедливости российского предложения – начать наконец не имитировать борьбу с наркотиками в Афганистане, а реально заняться ею. А для этого всего лишь надо распространить на оккупированный США и их союзниками Афганистан уже доказавший эффективность опыт американцев по уничтожению маковых посевов путем распыления с воздуха специальных дефолиантов.
Но не тут-то было. Вместо одной сказки (с печальным для России окончанием) про поштучное уничтожение сотен миллионов головок мака вручную чиновники из американского внешнеполитического ведомства тут же придумали и рассказали Москве другую. По словам Джонсона, США пытаются сейчас предоставить афганским фермерам «альтернативу» производству наркотиков, предлагая им сосредоточиться на производстве сельскохозяйственной продукции. Видимо, речь идет о какой-то тайно выведенной в агролабораториях Пентагона или ЦРУ сельхозкультуре, производство которой было бы более рентабельным по сравнению с выращиванием наркотиков.
При этом, надо заметить, высокопоставленный чиновник Госдепа и не пытался отрицать масштабы нависшей над Россией наркотической угрозы, чей источник располагается в подведомственном Вашингтону регионе: «Мне знакома эта проблема в связи с тем, как она была сформулирована правительством России и, особенно, г-ном Виктором Ивановым». «России серьезно угрожает экспорт продуктов опийного мака из Афганистана, как и всем его соседям, даже Западной Европе и Азии», – отметил Джонсон.
Российско-американские расхождения в вопросе об афганском наркотрафике в интервью KM.RU комментирует доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского госуниверситета, главный редактор международного обозрения East-West Revue.com, ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра по изучению современного Ближнего Востока Александр Сотниченко:
– Цели США и России в Афганистане, я считаю, стали в последнее время полностью противоположными. Особенно это касается наркотической политики. Фактически сейчас уже было заявлено напрямую, что США не ведут борьбу с наркотиками. У них там – совершенно другая цель. А не борются они с наркопроизводством по одной простой причине. Дело в том, что фактически это является одним из рычагов сохранения мира в Афганистане, поскольку пока народ выращивает мак, можно существенно ограничивать различные гуманитарные программы по развитию сельского хозяйства, промышленности т. д.
Нам известно, что Европа и США вкладывают большие средства в Афганистан, но в основном все они разворовываются. Так что сохранение наркопроизводства гарантирует страну от социального взрыва. В случае, если бы США действительно боролись с наркотиками (так, как они это делают в Колумбии), то ряды афганской оппозиции, наверное, пополнились бы сотнями тысяч человек. По большому счету, администрация США негласно договаривается с местными полевыми командирами о следующем: мы вам не мешаем выращивать мак и производить героин, а вы не нападаете на наши войска. Именно с этим связан относительно мирный ход операции в Афганистане, по сравнению, например, с тем, что здесь было во время советской операции.
Кроме того, перед Вашингтоном вообще не стоит задача денаркотизации Афганистана. В первую очередь это связано с тем, что афганский героин не идет в сами США, а если какая-то его часть и попадает, то небольшая. Учитывая довольно жесткую политику Белого дома по борьбе с героином, она быстро оказывается нейтрализована. Как известно по прошлогоднему докладу ООН, афганский героин в основном идет в Россию, страны Евросоюза и Китай. Таким образом ослабляются реальные и потенциальные конкуренты США.
Последнее заявление представителя Госдепа США говорит о том, что Вашингтон уже больше не скрывает свои карты и жестко отвечает на антинаркотические инициативы российской стороны, в то время как в нашей стране от афганского героина умирают десятки тысяч человек в год. Вот почему Россия должна в корне пересмотреть свою афганскую политику, а также взаимоотношения с НАТО по Афганистану. А если смотреть шире, то и всю внешнюю политику. Потому что если США не хотят идти на диалог по такому ключевому вопросу, как афганский, то это значит, что и по другим вопросам вряд ли можно будет находить с ними общие точки.
|