Газета «Наш
Мир» Вселенский патриарх православной церкви Варфоломей пожаловался в эфире одного из американских телеканалов на ущемление прав православных в Турции. Такое заявление задело многих турков, но к сожалению, патриарх прав. Однако он жалуется не на Ислам, а на светскую Турецкую республику.
В 1971 г. турецкое государство закрыло Халкийскую духовную семинарию - единственное учреждение, готовившее православных священников. Даже титул патриарха «вселенский» высмеивается некоторыми турецкими чиновниками и их националистическими сторонниками. В международных отчетах о свободе вероисповедания ежегодно с озабоченностью упоминается о данном давлении на Патриархат, что абсолютно верно.
Но почему Турция поступает таким образом? В чем причина данной проблемы?
В давние времена все было гораздо лучше. Первым турецким правителем, власть которого распространилась на Вселенский патриархат, был Мехмед II - османский султан, завоевавший в 1453 г. Константинополь. В соответствии с исламской традицией признания «людей Священного писания» молодой султан даровал Патриархату множество привилегий и полномочий - не меньше тех, которые существовали во времена византийских императоров. Позже аналогичные права на самоуправление получили также армяне и евреи.
В XIX веке в составе османской бюрократии и в османском парламенте было много греков, армян и евреев - явление невиданное в республиканской Турции. Халкийская духовная семинария, которая была открыта в 1844 г., является реликтом той ушедшей эпохи плюрализма.
А уничтожил Османское государство национализм. Он приносил беду народам державы одному за другим, в том числе, в итоге, и самим туркам. Между турками и остальными народами произошло множество конфликтов, и колоссальный крах великого государства оставил у всех горький привкус. Армяне, перенесшие в 1915 г. трагедию, не смогли ни забыть, ни простить этого.
Однако и турки помнят о так называемой «измене» остальных частей империи, в особенности Вселенского патриархата. Последний приветствовал греческие армии, когда те вторглись в западную Анатолию в 1919 г. С тех пор многие турки считают Патриархат «пятой колонной».
С годами идеи Ататюрка развились в официальную идеологию под названием «Кемализм», которая основывалась на двух главных столпах: самопровозглашенное светское государство, в котором запрещено все, кроме «светского образа жизни», и неистовый национализм, отрицающий все, что считается «нетурецким».
Вселенский патриархат, являясь одновременно и религиозным, и «нетурецким» учреждением, не вписывается ни в одну из данных двух категорий. Этим объясняется то, почему в течение всего времени существования республиканского режима, и в особенности во времена преобладания военных, он подвергался официальному давлению, а его собственность неоднократно конфисковывалась, как было и со всеми остальными немусульманскими и мусульманскими религиозными учреждениями.
Одной из причин репрессий в отношении Вселенского патриархата является национализм, но другой причиной является второй столп кемалистской идеологии - светское государство.
Турецкие драконовские законы о «национальном образовании» запрещают любое религиозное образование, если оно не контролируется государством строжайшим образом. Подлинный мотив подобной политики заключается в том, что существующий режим питает отвращение к Исламу. А Вселенский патриархат, как заметил один иностранный наблюдатель, несет лишь «сопутствующие потери».
Выразительное проявление этого можно было недавно увидеть во время дискуссии в прямом эфире на канале «CNNTurk» - турецком аналоге международного канала новостей. Депутат кемалистской Республиканской народной партии (РНП) Мухаррем Ондже, выступавший против повторного открытия Халкийской духовной семинарии, вдруг вспылил: «А вы знаете, кто больше всех хочет открыть семинарию в этой стране?» - спросил он громко. - «Исламисты! Они хотят этого, потому что хотят также открыть исламские школы».
Да, именно такой позиции все чаще придерживаются авторитетные турецкие исламские лидеры. Они понимают, что свобода вероисповедания должна быть гарантирована для всех. Им есть, на что опереться, а именно, на плюрализм Османского государства.
Данный более либеральный подход к немусульманам можно наблюдать в сегодняшнем правительстве Партии справедливости и развития (ПСР), находящейся у власти с 2002 г. Хотя оппоненты навесили ей ярлык «исламистской», ПСР проявляет гораздо больше стремления к либерализации Турции, чем ее светские конкуренты, большинство из которых - рьяные националисты.
Это хорошо подмечено в Ежегодном отчете Комиссии США по свободе вероисповедания в мире: «В ноябре 2006 г. турецкий парламент [возглавляемый ПСР] в качестве части реформ, связанных с возможным вступлением в ЕС, принял новый закон о Лозаннских фондах для религиозных меньшинств, облегчивший порядок регистрации фондов и позволивший создавать данные фонды в Турции нетурецким гражданам. Однако, затем президент Ахмет Неджет Сезер [ярый кемалист] наложил вето на данный законопроект».
«В феврале 2008 г. парламент принял сходный закон о возвращении собственности, конфискованной у немусульманских меньшинств. Президент Гюль подписал данный законопроект. Его поддержал премьер-министр Эрдоган. Но турецкие националисты яростно ему сопротивлялись на том основании, что данный закон предоставлял слишком много прав различным меньшинствам», - отмечено в документе.
Сам вселенский патриарх недавно признал в интервью, что ПСР проявила добрую волю в данном вопросе. Патриарх также сказал, что настоящим препятствием, вероятно, является «скрытая власть», как называют влиятельных кемалистских государственных фигур Турции, которые считают себя выше любого победившего на выборах правительства и выше демократических законов.
|