Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Считается, что ребенок до 4 лет не отличает сон от яви. Вначале
маленькому человеку обязательно формируют способность целенаправленно
удерживать внимание: "Посмотри сюда – какая красивая игрушка. А вот
посмотри – это киса". Позже способность к мышлению тренируется
воспитанием и обучением - происходит дальнейшее развитие разума.
Маленький
человек постоянно учится мыслить различными категориями и
обозначениями. И чем старше, тем больше появляется различных обозначений
явлениям и предметам мира. Ассоциативная "паутина" связанных между
собой понятий становится плотнее, структура мышления – более изощренной.
Происходит развитие разума и на подкорке сформировывается искусственная
мыслительно-рассуждательная "мозоль", называемая "сознанием" или
"разумом".
В школе ребенок за сравнительно короткое время
получает и усваивает знания, накопленные предыдущими поколениями.
Шаблоны мышления, усвоенные в раннем детстве, значительно пополняются
категориальным аппаратом предков. Развитие разума продолжается. В
результате интеграция, включение в общечеловеческую "смысловую матрицу"
еще больше возрастает. Шаг за шагом школьники, а потом молодые люди
становится существами социальными. Обмен друг с другом и с окружающим
миром усвоенными культурными, научными, общечеловеческими "смыслами"
увеличивается.
И вроде бы это рационально и оптимально. Знания
предыдущих поколений в сконцентрированной и сжатой форме передаются
потомкам. При этом размышления и озарения, многочисленные эксперименты и
неудачи предшественников в прошлом. Потомкам достаются крупицы
"интеллектуального золота" самой высокой пробы.
"Верю"
или "знаю"?
Истинность можно установить либо верой, либо
знанием. Верой и знанием определяется структура мышления, ценностные
установки, поступки и поведение.
Вера принимается
бездоказательно. Знания требуют определенного обоснования, понимания
причин и возможных следствий, конкретных ответов на вопросы "почему?"
Как
правило, источником принимаемых на веру положений является опыт
авторитетных людей. Потому что резона отказываться от советуемого
родителями или наставниками обычно нет. Кроме того, приводятся
проверенные временем и собственным опытом убедительные примеры. Другими
словами, разум соглашается с чужим опытом. И, как правило, у него не
возникает потребности и желания перепроверить его.
В
противоположность вере, знание всегда подразумевает проверку – можно ли
построить цепь связанных между собой логических звеньев, в которой одно
истинное положение следует из другого истинного положения. Очевидно,
структура мышления для выполнения такой проверки должна быть достаточно
развита. Когда разум не может найти такую логическую цепочку, он "не
понимает". В основе "знаю" часто лежит то, с чем человек сталкивается
непосредственно, а не только посредством чужого опыта.
Структура
мышления и гениальное
Общеизвестно, что всякий язык – а
устоявшийся, "усредненный" предыдущими поколениями язык категорий и
обозначений различных сущностей и явлений, позволяющий людям общаться и
понимать друг друга - не только расширяет мышление, но и ограничивает
его.
Устоявшаяся система категорий – стереотипы и шаблоны –
одновременно сковывают мышление. Усваивая информацию, человек
одновременно попадает под своеобразный "гипноз" общепринятых догм. Хотя
большинство из них эффективно "работает".
Именно поэтому даже
гениальное открытие, не укладывающееся в рамки общепринятых сегодня
категорий и обозначений научного или культурного "языка", так трудно
пробивает себе дорогу. Приходится подолгу ждать, пока новые понятия
войдут в обиход и станут частью общественного сознания.
Например,
до появления методики восстановления зрения, предложенной доктором
Бейтсом, считалось, что человеческий глаз одинаково хорошо видит вблизи и
вдали из-за способности хрусталика изменять кривизну. Если степень
кривизны недостаточна, перед хрусталиком помещается корректирующая
оптическая линза.
Доктор Бейтс длительное время наблюдал своих
пациентов и пришел к выводу, что данное общепринятое положение неверно. И
разработал собственный метод устранения дальнозоркости или
близорукости. Их причину он усмотрел не в степени преломлении света
хрусталиком, а в слабости или чрезмерной напряженности мышцы,
опоясывающей глазное яблоко.
|