Газета «Наш
Мир» Надо признать, что мы живем в плюралистическом обществе, и плюрализм это неизбежный факт. Мы равноправные граждане, но разного культурного и религиозного происхождения. Так как же нам, вместо того чтобы бесконечно переживать по поводу возможного "столкновения различных индивидуальностей", заняться разработкой общей этической базы, основанной на богатстве разных религий и культур? В конце концов, плюралистическое общество нуждается в крепкой и эффективной этике гражданственности, чтобы справиться с проблемами - как внутренними (разнообразие, равные права, расизм, коррупция и т.д.), так и международными (экономический кризис, глобальное потепление, миграция и т.д.).
Вот один из принципов достижения этой цели: в этике гражданственности должно быть заложено разнообразие граждан. Ведь соглашаясь что никто не имеет права навязывать свои верования другому, мы также понимаем, что нашу общую жизнь следует определить таким образом, чтобы она включала в себя вклад всех религий и философских традиций. И далее, способ добиться этого заключается в объективном обсуждении.
Когда дело касается усиливающегося в последнее время мусульманского присутствия в западных странах, этого объективного обсуждения трудно достичь. Ислам воспринимается как "проблема", и никогда как дар в нашем стремлении к богатому и стимулирующему разнообразию. И это ошибка. У ислама есть что предложить – особенно принимая во внимание то, как сейчас ведут себя отдельные личности в политике и бизнесе, в границах закона, но при явном отсутствии этики.
Исламская литература полна предписаний о важности образования, основанного на этике и имеющего достойные цели. Личная ответственность, в том что касается общения, получения и передачи знаний, занимает центральное место в послании ислама. Мусульмане должны быть "свидетелями своего послания перед людьми", что означает говорить в благопристойной манере, не допускать обмана и коррупции, и уважать окружающих. Прямота и честность в политике, неприятие ростовщических спекуляций в экономике, вот те принципы, которые заставляют мусульманских граждан и ученых искать новые пути соединения общественной жизни и межличностной этики.
В более широком смысле мусульманское присутствие также следует воспринимать как положительный фактор. Оно не подрывает греко-римские и иудео-христианские этические и культурные корни Европы. И не привносит догматизм в процесс обсуждения, вопреки распространенному мнению, что духовные и религиозные традиции автоматически подразумевают привлечение авторитарных источников. Мусульмане могут действовать в широкой общественной сфере, не выходя за пределы религиозных правил. Так что напротив, мусульманское присутствие может сыграть решающую роль в осмыслении нашего будущего и формировании новой общей истории. Оно может помочь вспомнить и вернуть к жизни некоторые основополагающие принципы, на которых держатся европейские культуры.
Иначе говоря, мусульмане напоминают своим согражданам, что нельзя просто избавиться от прежних этических традиций, заменив их как бы нейтральными нормами права или объективными ценностями, сформировавшимися в условиях свободного рынка. Согласия относительно норм права, равенства и демократической прозрачности явно недостаточно. Современные кризисы в отдельных странах и на международном уровне напоминают нам, что мы нуждаемся не просто в большей эффективности, а в большей этичности нашей общественной жизни.
Сможем ли мы прийти к согласию относительно того, что включает в себя эта общая этика, это совершенно другой вопрос. Но именно в этой области должны проводиться объективные и всесторонние обсуждения, и именно таким образом следует определять сущность нашего плюралистического совместного будущего. Это будущее невозможно определить поверхностными обсуждениями национальной идентичности, ценностей или британскости. И таким же образом мы должны воспринимать наше разнообразие не как помеху, а совсем наоборот. И этика, основанная на нашей совместной гражданственности, должна появиться из серьезного и глубокого осмысления нашей обшей человеческой сущности.
|