Газета "Наш Мир" br>  
Газета «Наш
Мир»
 
 Исламская Республика Иран в последние годы стала одним из главных 
раздражителей и возбудителей спокойствия на мировой политической сцене. 
 Международное сообщество не хочет допустить появления атомной бомбы у 
режима, который своей целью провозглашает мировую исламскую революцию, 
осуществляет экспорт ее идей, отказывает в праве на существование 
государству -- члену ООН и грезит о его уничтожении.
  
  В 
этой ситуации Москва, выступая за мирный, дипломатический вариант 
разрешения проблемы, делала все возможное, чтобы убедить Тегеран в 
необходимости конструктивного диалога, при этом защищая его право на 
мирный атом. В отношении России в иранской столице была выдвинута идея о
 «стратегическом союзе Москва -- Тегеран». Но возможен ли он в 
настоящее время? И против кого он должен быть направлен? В связи с этим
 возникает вопрос, а на каком уровне находятся ныне российско-иранские 
отношения?
    Возьмем экономические отношения. В 2008 году 
российско-иранский товарооборот без учета военно-технического 
сотрудничества составил 3,7 млрд долл. В 2009 году он был менее 3 млрд 
долл. Для сравнения: товарооборот между Россией и главным иранским 
противником Израилем достигал в 2008 году более 2,5 млрд долл. А ведь 
численность населения в еврейском государстве в десять раз меньше, чем в
 Иране.
   В 2008 году доля российского импорта в Иран составила 
6% от всего иранского импорта. При этом доля основных стран Евросоюза 
была более 22%, Китая -- 15%, ОАЭ -- 12%. В свою очередь иранский 
импорт в Россию колебался на уровне 0,2%. Иран к тому же является 
потенциальным (и вполне реальным в ближайшем будущем) конкурентом 
России на углеводородном рынке Европы.
   Или, например, 
политические отношения. Политологи нередко утверждают, что Иран проявил
 сдержанность во взглядах на сложнейшую ситуацию в Чечне и в целом на 
российском Кавказе. Действительно это так. Но известно, что главными 
экстремистами в этом регионе России являются ваххабиты, причем самых 
радикальных направлений. Но эти ваххабиты считают шиитов еретиками и 
даже немусульманами. Поэтому любая помощь со стороны иранских шиитов 
кавказским ваххабитам была и остается невозможной. Под таким углом 
зрения и надо рассматривать нейтральную позицию Ирана на российском 
Кавказе.
   Каспий. И здесь проблемы. Исламский Иран претендует на
 20% этого моря, хотя по всем договорам Ирана (Персии) и России (СССР) 
ему причиталось чуть больше 12%.
   В Таджикистане, где ранее 
Россия и Иран способствовали прекращению гражданской войны, Тегеран 
активизировал свою деятельность по сужению российских возможностей в 
этой стране. Во всей Центральной Азии усиливается влияние Ирана -- 
экономическое, идеологическое.
   В Афганистане Иран, создавая 
плацдармы в западных провинциях, требует вывода всех иностранных войск и
 выступает против политики Международных сил содействия безопасности, 
возглавляемых НАТО. В свою очередь Россия оказывает поддержку этим 
силам. Отличаются позиции Москвы и Тегерана по разрешению 
израильско-палестинского кризиса.
   Нынешние российские и 
иранские интересы не имеют достаточно прочной основы, чтобы на ней 
заложить здание стратегического союза. Хотя, безусловно, в России 
прекрасно понимают значение и вес 72-миллионного Ирана и делают все, 
чтобы на принципиальной основе нераспространения ядерного оружия не 
разрушить то позитивное, что существует в российско-иранских 
отношениях. Представляется логичным определить необходимый уровень этих
 отношений как «настороженное партнерство».
   Но не все зависит 
от Москвы. Специалисты считают, что сегодня повысилась вероятность 
того, что Россия присоединится к новым санкциям против Ирана. Это 
подтвердил в Париже 1 марта и президент России Дмитрий Медведев на 
совместной с президентом Франции пресс-конференции: «К сожалению, за 
последнее время мы не продвинулись вперед, наоборот, ситуация 
деградирует... Мы оптимисты, и мы не теряем ощущения того, что мы можем
 добиться успеха (в переговорах с Ираном. -- Ред.). Тем не менее если 
не получится, Россия готова вместе с другими нашими партнерами 
рассматривать вопрос о введении санкций».
   Но кто в этом 
виноват? Как иногда шутят сегодня специалисты в Москве, у Израиля, 
который больше всех ратует за ужесточение международного воздействия на
 Тегеран, появился главный «союзник» -- иранский президент Махмуд 
Ахмадинежад, который делает все, чтобы у России не осталось другого 
выбора, кроме поддержки санкций.
   Сторонники стратегического 
союза Тегерана и Москвы предполагают, что главной целью антиядерной 
кампании против Ирана является смена теократической власти в стране на 
прозападный режим. В частности, генеральный директор Центра изучения 
современного Ирана Раджаб Сафаров в интервью «Времени новостей» сказал:
 «Российским лидерам не помешает, наверное, лишний раз задуматься, что 
представляет большую опасность для России: прозападный Иран или Иран 
даже с гипотетическим ядерным оружием». И далее он утверждает: «А вот с
 прозападным Ираном россиянам сложно будет сотрудничать».
   Что 
касается опасности «прозападного Ирана», то здесь можно вспомнить режим
 шаха Пехлеви и его отношения с СССР. Кстати, вот как Советский Союз 
был охарактеризован еще в 1964 году будущим отцом исламской революции в
 Иране и основателем исламской республики аятоллой Хомейни: «Америка 
хуже Британии, Британия хуже Америки, а Советский Союз хуже их обоих»
   Шах Пехлеви подобного никогда не говорил. Более того, в 60-годы 
прошлого века, оставаясь верным союзником США, шах вместе с советским 
руководством предпринял шаги по развитию двусторонних связей. По словам 
 тогдашнего министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, отношения были
 «корректными и добрососедскими». Важно, что в сентябре 1962 года 
состоялся обмен нотами «О непредоставлении иностранным государствам 
права иметь на территории Ирана ракетные базы всех видов». Затем были 
подписаны многочисленные соглашения о техническом, научном, культурном 
сотрудничестве и создана советско-иранская комиссия по экономическому 
сотрудничеству.
   С советским участием в шахском Иране было 
сооружено более 60 крупных объектов. Среди них -- Исфаханский 
металлургический комбинат, машиностроительный завод в Араке, тепловые 
электростанции «Рамин» и «Шахид Монтазери», ГЭС на реке Аракс, 
магистральный трансиранский газопровод Гачсаран--Астара и многое 
другое. Было налажено и военное сотрудничество. За 15 лет перед 
исламской революцией Ирану оказывали помощь сотни советских военных 
специалистов, более 500 иранских офицеров получили образование в СССР.
   В Иран тогда Советский Союз поставлял технику для сухопутных, 
инженерных войск и артиллерии. В том числе бронемашины, зенитные 
системы, реактивные системы залпового огня, пушки, автомобили «МАЗ», 
танковые мостоукладчики, колейные минные тралы и многое другое.
  
 В Исфахане и Ширазе с помощью СССР были сооружены и открыты заводы по 
ремонту советской военной техники и вооружения, где работали советские 
специалисты от предприятий-изготовителей. Для капитального ремонта 
артиллерийского вооружения, броневой и автомобильной техники в 
окрестностях Тегерана при техническом содействии советской стороны был 
построен огромный заводской комплекс «Бабак». В нем располагались 
современные цехи и лаборатории, полигон для испытания гусеничной и 
колесной техники, стрельбище для отстрела артиллерии. Иран превратился в
 одного из главных торгово-экономических партнеров России на Ближнем и 
 Среднем Востоке.
   Поэтому постановка Раджабом Сафаровым в уже 
упомянутом интервью вопроса, какой Иран опаснее для России, выглядит 
странной. Россия не будет пугаться любых режимов в Иране. По большому 
счету никакой Иран России не опасен, «даже с гипотетическим ядерным 
оружием». Россия готова работать с любым режимом, с теократическим или 
секуляристским. Она на практике признает традиционные, религиозные, 
культурные особенности страны и в конечном итоге выбор иранского 
народа. И настаивает на признании этой страной международных законов, 
договоров, документов и правил.
   Но есть интересы, которые 
выходят за рамки двусторонних отношений любых стран. Это обеспечение 
региональной и международной безопасности. Речь идет о внешней и 
военной политике страны. Насколько эта политика отвечает требованиям 
безопасности. Особенно это касается ядерной сферы. Причем в Договоре о 
нераспространении ядерного оружия нет юридического понятия «презумпция 
невиновности». Поэтому страны, идущие по пути осуществления ядерных 
программ, сами должны доказывать мировому сообществу, что у них нет 
военных разработок. Для этого необходимы тесные контакты с 
международными органами, прежде всего с Международным агентством по 
атомной энергии и с ООН. Кроме того, во внешней политике требуется 
предсказуемость и последовательность. Вот, пожалуй, те малые условия, 
способные сделать Исламскую Республику Иран выгодной России. 
 
  
		
	  |