Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Крэг Андерсон выступает среди сторонников введения жесткого контроля
за насилием в компьютерных играх
Вредно ли насилие в
компьютерных играх? Действительно ли оно повышает «градус агрессивности»
в обществе? Дискуссии вокруг этих вопросов напоминают священные войны. И
психологи в этой войне часто становятся на сторону противников насилия в
играх. Недавнее исследование подтвердило: чем больше подросток привык
убивать в виртуальности, тем опаснее он ведет себя в реальности.
Исследования,
связанные с компьютерными играми и их воздействием на психику – одна из
главных тем многолетней работы профессора психологии Крэга Андерсона
(Craig Anderson). Разумеется, вопросы, связанные с насилием, занимают в
ней одно из важных мест.
Недавно Андерсон закончил анализ и
разбор более чем 130-ти исследований, проведенных психологами разных
стран мира и посвященных этой животрепещущей теме, и представил
обобщенный отчет их результатов. В общей сложности эти исследования
охватили более 130 тыс. человек, и результаты изучения этой выборки, по
словам Андерсона, последовательно и четко подтверждают, что насилие в
играх делает детей более агрессивными, независимо от их возраста, пола
или культуры. Оно снижает проявления эмпатии и «просоциального»
поведения.
«Сейчас мы можем сказать с почти полной уверенностью,
что независимо от конкретного экспериментального метода, независимо от
того, представители какого общества и культуры (западной или восточной)
исследуются, результат получается одинаковый, - заявляет Крэг Анжерсон, -
И что воздействие насилия в видеоиграх повышает риск проявления
агрессии как в кратковременном , так и долговременном масштабе».
Помимо
самого Андерсона, в анализе приняли участие еще 7 ученых, включая
других видных исследователей видеоигр, японцев Акико Шибуи (Akiko
Shibuya) и Нобуко Ихори (Nobuko Ihori). Анализ этот охватил работы, в
которых участвовали добровольцы самых разных возрастов, от начальной
школы до колледжа. В него были включены и длительные исследования,
которые позволяют оценить долговременный эффект от привычки к «игровому
насилие».
«Слишком страшных эффектов нет, - успокаивает Андерсон,
- но они есть, и они отнюдь не настолько малы, чтобы можно было их
отбросить. Насилие в видеоиграх – это, безусловно, фактор риска. И, могу
заметить, это фактор риска, который довольно легко может
контролироваться родителями – в отличие от многих других факторов,
повышающих агрессию, таких как генетическая склонность или бедность».
Отступая
от темы, вспомним, что в прошлом году генетическая склонность к
агрессии послужила для смягчения приговора убийце – в первый в истории
раз и, надеемся, последний. Об этом беспрецедентном деле мы писали в
заметке «Смягчающее обстоятельство».
Итак, Андерсон с
коллегами заключают, что полученный к настоящему времени массив научных
данных должен иметь самое серьезное влияние на общественные дебаты по
вопросу насилия в видеоиграх – а также на контроль за их разработкой и
распространением, с тем, чтобы снизить потенциально опасное воздействие.
«Для
общества пора перестать задаваться вопросом 'Имеются ли реальные и
серьезные эффекты?' - поясняет профессор, - Ответ на него получен, и не
раз. Теперь стоит перейти к более конструктивным задачам. Как облегчить
родителям, при всех обстоятельствах культуры, современного мира, его
законов, воспитание здоровых и добрых детей».
Андерсон говорит,
что, разумеется, прежде чем эти текущие научные исследования произведут
какие-то изменения в законодательстве, пройдет немалый срок – а дети
ждать не будут. Поэтому он сразу дает и собственные рекомендации
родителям. «Как вы контролируете, что ваш ребенок ест, так же старайтесь
поступать и с видеоиграми, в которые он играет, по крайней мере, дома.
Подготовьтесь к тому, чтобы объяснить ребенку, отчего некоторые игры ему
запрещены».
|