Газета "Наш Мир" br>
Газета «Наш
Мир»
Там нет воздуха, чтобы дышать, температура 400 градусов по
Цельсию, и вы на протяжении долгих шести лет вдали от дома. Добро
пожаловать на Меркурий, самую маленькую и, возможно, самую загадочную
планету солнечной системы. Европейское космическое агентство (ЕКА)
планирует пополнить копилку знаний о ближайшем соседе Солнца, отправив
свой корабль BepiColombo к планете Меркурий в 2014 году. Одной из
ключевых проблем, стоящих перед миссией является не только вопрос как
туда попасть, но и как сопротивляться гравитационному притяжению Солнца.
Возможно, что это как раз тот случай, когда пригодятся ионные
двигатели. Компания недавно объявила о заключенном контракте с EADS
Astrium для поставки его системы для миссии BepiColombo.
Ионный двигатель.
Исследования возможности применения ионных двигателей начались еще в
конце 1950-х годов. Как известно, ионный двигатель относится к
электрическим ракетным двигателям. Принцип его работы заключается в
ионизации газа (ксенона) и его разгоне электростатическим полем. В
результате получается система, которая, примерно в десять раз
эффективнее с точки зрения импульса на килограмм топлива, чем
используемые ныне химические двигатели. Ионные двигатели требуют
небольшого количества энергии, которая, как планируется, будет получена
от солнечных батарей.
Солнечно-электрическая двигательная установка QinetiQ включает в себя
четыре ионных двигателя T6, которые используют инертный газ (ксенон) в
качестве топлива. Ранее подобная система уже была установлена на борту
GOCE, который в марте 2009 приступил к изучению гравитационного поля
Земли с орбиты.
Несмотря на эффективность ионных двигателей, они имеют относительно
небольшую мощность и не могут быть использованы для запуска ракет с
поверхности Земли, но в космосе они могут использоваться для изменения
траектории космических кораблей, чтобы противостоять гравитационным
силам планет. В миссии к Меркурию BepiColombo столкнется с
гравитационными силами Венеры, Земли и Меркурия.
"Это был очень волнующий год для космической команды QinetiQ,
успешное использование на орбите наших меньших ионных двигателей T5,
установленных на корабле GOCE, а теперь и утверждение наших двигателей
Т6 для миссии BepiColombo, - сказал Грэм Лав (Graham Love), президент
QinetiQ. - Электрические двигатели впервые будут участвовать в дальних
космических полетах и значительно повысят эффективность предстоящих
миссий".
Исследование Меркурия.
BepiColombo - это первая попытка Европы по исследованию Меркурия и
она должна будет повторить аналогичные полеты совершенные кораблями НАСА
Mariner 10 (1974-75) и Messenger, который должен достичь орбиты
Меркурия в 2011 году (в январе 2008 года прошел демонстрационный полет).
BepiColombo состоит из двух отдельных орбитальных аппаратов: один для
картографирования, а другой для изучения магнитосферы планеты. Он
должен прибыть на орбиту Меркурия к 2019 году. Собранная информация
относительно состава планеты и ее истории, прольет свет на формирование
других планет, включая нашу собственную.
"Меркурий - это ближайшая к Солнцу планета, что делает ее
труднодоступной для изучения, в первую очередь, потому что до нее трудно
добраться, но передовые электрические двигательные установки решат эту
проблему, - сказал профессор Дэвид Сутвуд (David Southwood), директор
ESA по науке и робототехнической разведке. - Однако цель миссии очень
важна - Меркурий регулярно сбивал с толку ученых своими исключительными
свойствами, и это делает его великой научной загадкой и задачей".
|