Газета «Наш
Мир» За бросившимся в глаза охлаждением российско-киргизских отношений последовало ожидаемое сообщение о планах США открыть на юге Киргизии вторую военную базу в дополнение к той, что с 2001 года существует в аэропорту Манас. Распространенная американским посольством в Бишкеке информация, согласно которой США планируют построить в Баткенской области учебно-тренировочный центр, который затем будет передан в пользование киргизским властям, только обострила ситуацию. Некогда здесь планировала построить военную базу и учебно-тренировочный центр Россия.
О планах США создать в Южной Киргизии военно-тренировочный центр сообщило 5 марта американское интернет-издание «EurasiaNet». В создание центра планируется инвестировать порядка 5,5 млн. дол., то есть, видимо, он будет относительно небольшим. Что касается конкретного места расположения центра, оно пока не определено. Тем не менее, по данным пресс-службы посольства США в Бишкеке, к строительству центра планируется приступить в скором времени, хотя в министерстве обороны Киргизии заверяют, что окончательно еще ничего не решено и никаких документов по этому поводу пока не подписано.
Строительство этого центра будет далеко не первым актом американской военной «помощи» США Киргизии. В октябре прошлого года состоялось открытие комплекса сил специального назначения для элитного батальона «Скорпион» в Токмоке, на создание которого США потратили 9 млн. дол. По словам посла США в Киргизии Татианы Гфэллер, «новая современная военная техника – грузовики, тактическая аппаратура, машины скорой помощи, приборы ночного видения, бронежилеты и многое другое – ежедневно поступает в Кыргызстан и передается вооруженным силам республики». Кроме того, США оказали помощь в обучении сотрудников батальона, прошедших «обширный курс военной подготовки с помощью специалистов из Соединенных Штатов», а также в создании пограничных постов «на изолированных и уязвимых участках границы».
История с созданием в Киргизии еще одной американской военной базы, пусть даже в формате учебно-тренировочного центра, еще более осложняет и без того запутанные военные и экономические отношения России и Киргизии. Начало этой истории относится к февралю 2009 г., когда во время переговоров президентов двух стран в Москве были подписаны соглашения о предоставлении Киргизии сразу трех российских кредитов. Взамен Киргизия неофициально пообещала ликвидировать американскую военную базу в Манасе, однако обещания этого не выполнила и в июне 2009 г. подписала с США соглашение о преобразовании ее в центр транзитных перевозок, что позволило американцам сохранить всю военную инфраструктуру.
Тогда же в качестве своеобразной «компенсации» Москве и родилась идея открыть на юге Киргизии еще одну российскую военную базу. Российская сторона предпочитала, чтобы база эта была размещена в Оше, где с советских времен существовал военный городок и есть международный аэропорт, а Киргизия настаивала на высокогорном Баткене, потенциально уязвимом перед вторжениями незаконных вооруженных формирований из Таджикистана, подобных тем, что имели место в 1999 и 2000 гг. Идея размещения российской военной базы в Южной Киргизии вызвала негативную реакцию соседнего Узбекистана, опасавшегося нарушения военного баланса в регионе. Тем не менее, 1 августа 2009 года во время визита Д. Медведева в Киргизию был подписан меморандум о сотрудничестве в военной сфере, предусматривавший размещение на юге республики российского воинского контингента в размере батальона и создание военно-учебного центра.
Подписание нового соглашения о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизии, в состав которой планировалось включить все расположенные в республике военные объекты РФ, предусматривалось меморандумом в срок до 1 ноября 2009 года. Однако ни осенью прошлого года, ни позже соглашение подписано не было. Не изменилась ситуация и после появления новости о планах США построить в Баткене военно-тренировочный центр. Ни российская, ни киргизская сторона не подтвердили и не опровергли информацию о планах создания на юге Киргизии военной базы Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, сообщив лишь, что этот вопрос находится в стадии обсуждения.
Создание американского военно-тренировочного центра в Баткене единодушно расценивается аналитиками как удар по геополитическим интересам РФ. «Баткен является очень уязвимой территорией. Я думаю, что строительство там подобного объекта представляет собой часть американской стратегии и направлено на утверждение позиций Пентагона в этом регионе, – заявил в интервью «EurasiaNet» бишкекский политический аналитик Марс Сариев. – Полагаю, вторым этапом этого процесса, после строительства и оснащения центра американским оборудованием, станет отправка американских инструкторов для подготовки наших вооруженных сил или сил специального назначения» Оценивая последствия данного шага для российско-киргизских отношений, М. Сариев подчеркнул, что «это, конечно же, затронет русских».
В оппозиционных киргизских СМИ распространяется версия о том, что размещение базы США в Баткене является ответным шагом руководства республики на отказ России предоставить очередной кредит в размере 1,7 млрд. дол. на строительство Камбаратинской ГЭС-1. Дата появления информации о планах строительства американской базы не случайна - сразу после неудачного визита в Москву киргизского премьера Д. Усенова, которому фактически отказали в предоставлении кредита. Тогда же бишкекская газета «Белый Парус» предположила, что руководство Киргизии в скором времени предложит Москве покинуть базу в Канте. Хотя «Газета.Ru» утверждает, что сообщение о строительстве базы США в Баткене является следствием несогласованных действий киргизской элиты, «никаких переговоров с американцами не ведется», «тренировочного центра США в Баткене не будет, а будет тренировочная база Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ» (мол, переговоры о создании военной базы ОДКБ в Южной Киргизии находятся в стадии согласования деталей, и уже в марте соглашение будет подписано).
Однако интерес США к размещению военных баз в этой части Центральной Азии устойчив и проявляется давно. Об открытии здесь второй американской военной базы говорили еще два года назад. В сентябре 2009 г. Пентагон заявил о разработке планов размещения в Пакистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане подразделений спецназа, призванных бороться с проникновением на их территорию формирований боевиков. Открытие на территории Киргизии второй военной базы, которая даст Вашингтону дополнительную возможность влиять на ситуацию в Иране, Китае и некоторых других странах, обсуждал в ходе недавнего турне по странам Центральной Азии спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук. Так что неожиданным сообщение о строительстве американского военно-тренировочного центра в Баткене не назовёшь. Почему Москва, имеющая рычаги влияния на Бишкек, допустила такой поворот событий, сказать трудно. |